29.09.2010 23:25
    Поделиться

    В Тамбове можно увидеть автомобиль, который прославили авторы "Золотого теленка"

    Обычный для начала ХХ века французский автомобиль "Лорен Дитрих" сделали смешным и знаменитым Илья Ильф и Евгений Петров, посадив в него героев романа "Золотой теленок".

    Ушлые авантюристы в насмешку назвали свое средство передвижения "Антилопой-гну". Между тем, если учесть, что "Лорен Дитрих" выпускался в 1913 году, а события в романе происходят в середине 20-х, то автомобиль был не так уж и стар для того времени.

    Эту знаменитую модель можно увидеть живьем в Тамбове на выставке "Ностальгия", и почтенная "Лорен Дитрих" вызывает уже не насмешки, а благоговение. Серафим Спиридонов нашел ее в Саратове в плачевном состоянии, но сегодня почти столетний "Лорен Дитрих" "на уверенном ходу". Бегают и остальные 11 автомобилей и 10 мотоциклов, показанные на выставке "Ностальгия".

    Основная часть коллекции принадлежит Серафиму Спиридонову - водителю, автомеханику, реставратору техники. Старыми моделями автомобилей он заинтересовался в конце 90-х годов. Сегодня по его коллекции можно проследить всю историю отечественного автопрома 30-50-х годов прошлого века. И одновременно наметить пунктиром его явное и скрытое родство с американским и немецким автомобилестроением.

    Первым экспонатом его коллекции стал "Москвич-407", который производился в СССР с 1958 по 1963 год. Однако еще раньше появился на свет "Москвич-401" - "дитя" немецкого автомобиля "Опель Олимпия" 1936 года. Но самым ценным экспонатом своей коллекции Серафим Иванович считает автомобиль ГАЗ М-1, известный под ласковой кличкой "эмка". Еще его называли "черным воронком" - этим автомобилем оснащались органы НКВД. Была даже такая народная примета: появился "воронок" во дворе - быть беде. В СССР ГАЗ М-1 производился с 1936 по 1948 год по образцу американского "Форда" 1934 года выпуска. Документацию на него американцы продали на основе договора о техническом сотрудничестве. Коллекционная судьба этого автомобиля, как рассказывает Спиридонов, была сложной. И хотя практически все детали на нем родные, собирать их приходилось буквально по крупицам.

    Представлен на выставке и знаменитый армейский "Виллис" времен Великой Отечественной войны. Легкий, многофункциональный, предельно простой внедорожник американцы поставляли в СССР по ленд-лизу с лета 1942 года. Автомобиль сразу стал очень популярен на фронте. Использовался он как командирский, разведывательный, штабной, санитарный автомобиль. Таскал он также полевые кухни, 45-миллиметровые пушки и даже применялся в качестве установки для ракетных снарядов малого калибра. От него - небольшого и скромного - ведут свою славную родословную все нынешние солидные и престижные джипы.

    С 1943 года на фронте появились и отечественные родственники "Виллиса" - автомобили ГАЗ-67. Внешне они похожи, поэтому их часто путали и называли "Иван-Виллисом", "газиком", а то и "козликом". В годы войны "газиков" было произведено всего 4851 единица, а "Виллисов" американцы поставили порядка 52 тысяч. Владелец обеих автомобилей и признанный эксперт в автомобилестроении Серафим Спиридонов считает отечественный аналог по многим характеристикам лучше американского.

    Есть на выставке и знаменитый мотоцикл военного времени "Харлей-Дэвидсон", которые также поступали в нашу армию по ленд-лизу. В СССР этот мотоцикл быстро обрусел, и до начала 50-х годов стоял на вооружении Советской армии.

    К чистопородным автомобилям, показанным на выставке, относится, пожалуй, только французская "Симка-5" 1936 года. Эти изящные малышки выпускались до 1949 года и были очень популярны. Отличительной чертой экземпляра из коллекции Спиридонова является автограф, оставленный на борту "Симки" знаменитым французским актером Пьером Ришаром, который снимался в Тамбове в фильме "Парижане".

    Выставка открыта в помещении "Техноцентра" рядом с областным управлением ГИБДД - своего помещения коллекция не имеет.

    - И это наша главная проблема, - рассказывает Серафим Спиридонов. - Коллекционные модели приходится хранить в пустующих гаражах друзей, там же их и реставрирую. Вместе с клубом "Ностальгия" мечтаю создать в Тамбове музей истории развития автомобилестроения, который, уверен, заинтересовал бы многих. Мы и устроили эту выставку для того, чтобы привлечь внимание властей, заинтересовать бизнесменов…

    Но, как только речь заходит о проектах, не сулящих быстрой прибыли, власти Тамбова разводят руками: "Нет свободного помещения, денег тоже нет". И местные бизнесмены, большие поклонники дорогих современных автомобилей, раскошеливаться тоже не спешат. Хотя музей автомобилестроения, если встроить его, например, в платную крытую автостоянку, вполне мог бы стать прибыльным предприятием.

    Поделиться