28.09.2010 23:02
    Поделиться

    Эксперты: Ответственность за пропажу детей ложится полностью на родителей

    На прошлой неделе в подмосковном лесу нашли тело пятилетней Лизы Фомкиной - она заблудилась и замерзла вместе с тетей-инвалидом. Женщина страдала психическим заболеванием.

    Еще одна "свежая" трагедия: 17 июля около одиннадцати вечера пропала малолетняя жительница города Реж Свердловской области Юля Захаровская. Сначала со всей семьей она ездила на пикник, вернулась поздно вечером. Отчим и мать пошли в магазин, а бабушка с дедушкой занимались своими делами, пока девочка играла возле дома...

    Хочется подчеркнуть эти детали: слабоумная нянечка, ребенок гуляет ночью, а родители после пикника уходят в магазин... Почему, по какому праву мы так рассчитываем на удачу, на то, что "ничего плохого с моим ребенком не случится"? Или основной инстинкт нам отказывает, или что-то с ценностями в нашем обществе не то, коль скоро жизнь ребенка так мало охраняется самыми близкими людьми...

    Только в одной Ростовской области исчезли с начала года 571 человек, которым не исполнилось 18 лет - 270 мальчиков и 301 девочка. В одних случаях детей находят сразу, по горячим следам, другие исчезают надолго. 40 детей несколько лет числятся в розыске.

    Четырехлетний Коля Заворотков утонул в подвале собственного дома. Коля играл во дворе напротив окон своей квартиры и пропал. Мама стала искать его по дворам, а памятуя о том, что сын уже пропадал таким образом, "изучая" город, сообщать в милицию не спешила. Но утром пришлось обращаться к профессионалам. Но и те не могли найти следов мальчика.

    Малыша искали два месяца. Многие думали, что Колю похитили - куда бы он мог еще деться в небольшом городе Шахты. Правда оказалась страшнее всех домыслов. Ребенок утонул в сточных водах подвала общежития, в котором жил вместе с мамой и отчимом.

    В Миллеровском районе в маленьком хуторе Ключковка исчезновение трех ребятишек мал мала меньше - шесть лет, пять и четыре годика - заставило волноваться всю страну. Мальчики ушли со двора, пока родители отдыхали-расслаблялись за бутылкой вина. Когда очнулись - где же дети, было уже поздно. На их розыск были брошены колоссальные силы и средства, подняты на ноги все подразделения, от МЧС и до криминальной милиции, поднята авиация. Водолазы день за днем обследовали реку Калитва, куда тоже могли пойти мальчишки, но ничего не находили. Уже когда были отработаны и исключены остальные версии, провели повторную обработку водоема. К тому времени спал паводок и всплыли трупы детей. Три маленьких ребенка в одной семье погибли из-за недосмотра родителей - это шокировало всех.

    В Каменском хуторе Старая Станица двухлетняя девочка без пальто и теплой обуви в позднем октябре выходит из дома, где собрались по обыкновению ее молоденькая мать, отец, соседка. Теплая компания заметила пропажу ребенка спустя только три часа. Были подняты два райотдела милиции, 300 человек работали по округе. Полузамерзшую девочку нашли в камышах и сразу повезли в больницу. В Ростове два мальчика семи и восьми лет убежали вечером из дома, испугавшись пьяного скандала между родителями. Милиционеры нашли их спящими под шифером в заброшенном доме.

    Большинство потерянных детей - это те, кто уходит из дома, в этом году было 408 таких случаев. 58 человек бежали из детских домов, 12 - из школ-интернатов. 44 - из приютов и из детских реабилитационных центров, 49 - из медицинских учреждений. Кто-то из детского любопытства, кто-то из духа противоречия, а кто-то потому, что там было плохо. Как считают в правоохранительных органах, причина побегов из государственных учреждений - нежелание воспитателей или чиновников заниматься судьбой вверенных им ребятишек. Те бесконтрольно могут уходить, могут не возвращаться. Их никто не ждет.

    В нашем обществе каждый живет своей жизнью, и до чужих детей дела никому нет. Яркое тому свидетельство: в поисках исчезнувших братьев милиция обратилась к операторам мобильной связи - разослать "смс" абонентам - кто видел, кто знает. Все операторы отказали.

    компетентно

    Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве:

    - Никто и ничто не может соперничать с семьей по тем воспитательным возможностям, какие заложены в ней. Как бы ни была изуродована семья, необходимо приложить все силы на ее исцеление. Если становится ясно, что семья разрушена настолько, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка, тогда необходимо думать о других направлениях работы. Но для того, чтобы это произошло, должны быть созданы и правовые, и социальные условия.

    Тамара Марченко, начальник отдела координации семейной политики, охраны прав детей и женщин администрации Ростовской области:

    - В уголовном законодательстве есть статья 156-я - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. По ней виновный наказывается штрафом до 100 тысяч рублей или в размере годового заработка. Родители, не исполняющие обязанности, - в основном неблагополучные, собственно и денег таких у них нет и не было. Зачастую их лишают родительских прав и этим ограничиваются. Они остаются себе на свободе и продолжают вести аморальный образ жизни. Я считаю, назрела необходимость ужесточить исполнение этой статьи. Когда реально за неисполнение родительских обязанностей лишали свободы, приговаривали к исправительным работам? И не только родителей, но тем более воспитателей и чиновников? Нет такой практики в судах. Нужно внести изменения в Семейный кодекс, также предусмотрев для безответственных родителей более строгое наказание, обязательные исправительные работы. Ведь все приведенные в статье случаи произошли из-за отсутствия родительского контроля.

    Поделиться