Главный заказчик новой модификации лайнеров, производство которых должен был начать ульяновский завод "Авиастар-СП", - компания "Атлант-Союз" - отказался подписывать твердый контракт с поставщиками.
Озвученная причина отказа - высокие цены на лайнеры (по неофициальным данным, около 50 миллионов долларов), и возможные проблемы с обслуживанием. Так как заказчики сомневаются, что новые "тушки" будут выпускаться серийно.
Эта новость поставила под угрозу срыва проект ульяновских властей по превращению региона в "авиационную столицу России". Потеря стартового заказчика (предполагалось, что опцион от "Атлант-Союза" составит 15 лайнеров) означает только одно - самолетостроительный гигант вновь обречен на прозябание. А новой модификации "тушек", возможно, так и не доведется подняться в воздух.
Напомним, намерение приобрести у Объединенной авиастроительной корпорации ульяновские лайнеры Ту-204СМ озвучил экс-мэр Москвы Юрий Лужков в августе нынешнего года, во время посещения "Авиастара". Тогда градоначальник подчеркнул, что придает большое значение использованию отечественной авиационной техники.
Планы работы "Авиастара" корректировались каждый год. В 2010-м будущее авиазавода вроде бы прояснилось. По словам генерального директора "Авиастар-СП" Сергея Дементьева, для двух авиакомпаний - "Авиалинии-400" и "Атлант-Союз", по договору, заключенному с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко", ульяновцы должны были построить 22 самолета. Опцион еще на 28 самолетов предназначен для авиакомпаний стран Юго-Восточной Азии.
Кроме того, по контракту с ОАК в Иран должны были улететь семь Ту-204СМ. Два из них уже в этом году предполагалось передать в КБ "Туполев" на сертификационные испытания. Пока они находятся в производстве окончательной сборки. Их судьба теперь под вопросом.
На самом авиазаводе делают ставку и на другие проекты - например, сборку "грузовика" Ил-476 (первый летный образец лайнера изначально предполагалось собрать к концу 2010 года, но на сегодняшний день подготовка к производству самолета составляет 60 процентов). Или возобновление выпуска "Русланов". Пока же точно ульяновцы могут точно рассчитывать на программу модернизации военно-транспортных самолетов Ан-124, принадлежащих минобороны РФ. Первый обновленный лайнер на днях был передан заказчику. Грузоподъемность самолета увеличилась до 120 тонн, а срок службы вырос до 20 лет.
- Эта серьезное подспорье в работе нашего завода. Мы планируем выпускать подобные модернизированные самолеты как минимум раз в год. Сейчас на авиазаводе находятся еще два лайнера Ан-124, работы на них должны завершиться до конца 2011 года. Сама же программа рассчитана до 2015 года, она включает доработку десяти самолетов, - пояснил Дементьев.
Справка "РГ"
Ту-204СМ - это глубокая модернизация пассажирского самолета Ту-204. По сравнению с предыдущей моделью (Ту-204-100), в нем снижена максимальная взлетная масса, экипаж сокращен до двух человек - он будет работать без бортинженера, что соответствует мировым нормам. Кроме того, на лайнер установят новые двигатели ПС-90А-2, которые должны сделать его конкурентоспособным по техобслуживанию и экономичности зарубежным аналогам. Модернизация коснется и целого ряда других систем самолета (например, кабина пилотов, которые будут выполнять рейсы за пределы России, будет англоязычной).