22.09.2010 23:03
    Поделиться

    России катастрофически не хватает морских портов

    Почему вместо стратегического порта государство получило очередной долгострой?

    Сегодня России катастрофически не хватает морских портов. Существующие мощности не могут справиться с постоянно растущим экспортом углеводородов, нефтепродуктов, зерновых, минеральных удобрений и других видов продукции. Решением проблемы мог бы стать порт Тамань, включенный в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" и Стратегию-2020.

    Официально строительство этого порта ведется в рамках частно-государственного партнерства на средства частного инвестора - крупнейшего в мире производителя аммиака ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ). Планируется, что к 2015 году грузооборот порта Тамань составит 33,5 млн тонн, что сопоставимо с показателями Новороссийского порта. Тамань позволит РФ решить проблемы с экспортными поставками, от которых во многом зависит благополучие отечественной экономики. Однако в настоящее время реализация государственных планов по строительству нового транспортного узла оказалась под большим вопросом из-за местных чиновников и судей.

    Судебный ресурс

    На такой вывод наталкивает недавно опубликованное в СМИ уже второе обращение ОАО "Тольяттиазот" к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву и председателю Высшей квалификационной коллегии судей РФ Валентину Кузнецову. Первое было сделано еще в 2005 году. Компания пытается привлечь внимание к "вопиющим случаям дискредитации российской судебной системы в Темрюкском районном суде Краснодарского края". Как сообщают тольяттинцы, в начале этого года судья Темрюкского райсуда Татьяна Поломошнова вынесла решение о сносе многокилометрового железнодорожного подъездного пути, связывающего морской терминал со станцией Северо-Кавказской железной дороги "Вышестеблиевская", хотя существует постановление администрации Краснодарского края о выделении земли под строительство железной дороги. Ранее она признала недействительным право собственности Краснодарского края на земельный участок, выделенный ОАО "Тольяттиазот" в аренду под указанную железную дорогу.

    При этом судья Поломошнова в сущности лишила "Тольяттиазот" права обжаловать решение суда и многочисленные нарушения, допущенные в ходе судебных разбирательств. "Кассационные и частные жалобы ОАО "Тольяттиазот" возвращались не определениями, как того требует ст. 342 ГПК РФ, а письмами, чтобы исключить возможность обжалования возвратов. Частные жалобы ОАО "Тольяттиазот" на возврат также возвращались с указанием на то, что обжаловать можно только определение, а возврат был осуществлен письмом. Таким образом, ОАО "Тольяттиазот" не могло обжаловать судебные постановления судьи Поломошновой, которая фактически сделала сама себя первой и последней, т.е. единственной судебной инстанцией", - говорится в открытом письме. А в самом начале рассмотрения районный судья исключила компанию из числа участников процесса.

    Своим решением судья Поломошнова, по сути, признала недействительным постановление краевых властей, по которому тольяттинские химики получили в долгосрочную аренду землю под строительство морского терминала.

    Из грязи в порт

    Изначально "Тольяттиазот" создавался в единой технологической цепочке с аммиакопроводом, по которому жидкий аммиак из Тольятти поставлялся в Одессу, в порт Южный. Поэтому после распада СССР у ТоАЗа возникли серьезные трудности: предприятие оказалось в заложниках у украинской стороны. Завышенные цены на транзит и перерас пределение пропускных квот в пользу украинских производителей привели к сокращению поставок и налоговых отчислений - ежегодные потери бюджетов достигали 35 млн долларов. Президент "Тольяттиазота", доктор Российской академии естественных наук Владимир Махлай, всегда отличавшийся стратегическим мышлением, принял решение построить морской терминал перевалки аммиака на российской территории, который за короткое время почти превратился в полноценный порт.

    Тринадцать лет назад было выбрано место - Таманский полуостров, в 10 км от Тамани, западнее небольшого поселка Волна. "Когда мы впервые приехали сюда, - вспоминает вице-президент по транспорту и логистике ТоАЗа Анатолий Некрасов, - тут была выгребная яма. Из-за того, что грунтовые воды здесь залегают близко к поверхности, эти земли абсолютно не пригодны для сельского хозяйства. Я сам был свидетелем тому, как коровы тонули в этой трясине". В марте 1999 года тогдашний глава администрации Темрюкского района Александр Ермоленко заключил с ТоАЗом договор о сотрудничестве. В нем значилось, что взамен выделенных земельных участков под строительство порта предприятие компенсирует потенциальные потери сельхозпроизводителей в размере 4,7 млн рублей. Также ТоАЗ взял на себя обязательство инвестировать 1,2 млн долларов в социально-экономическое развитие Темрюкского района. Забегая вперед, отметим, что предприятие сделало для района гораздо больше - компания газифицировала поселок Волна, проложила 7-километровую асфальтированную дорогу, объединившую Тамань и станицу Веселовскую, и 15-километровую трассу от Волны до Тамани, отремонтировала детскую поликлинику и площадь в Тамани, школу - в Волне. ТоАЗ до сих пор обеспечивает сельхозпроизводителей минеральными удобрениями, закупил элитные сорта винограда во Франции для местных аграриев и шесть "Икарусов".

    В сентябре 2001 года был подписан еще один договор о сотрудничестве, но уже с администрацией Краснодарского края. По его условиям в течение двух лет "Тольяттиазот" должен был инвестировать 200 млн долларов в строительство и ввод в эксплуатацию терминала. В то же время краевые власти выделили ТоАЗу участок в 229 га и выдали разрешение на строительство комплекса перевалки аммиака. На тот момент ТЭО проекта уже было одобрено Главным управлением природных ресурсов и окружающей среды МПР РФ по Краснодарскому краю, Минприроды РФ, МЧС, Гостехнадзором и Госстроем РФ.

    Стакан для безопасности

    Проект нового морского порта включает в себя собственно морскую эстакаду с причалами и необходимые объекты инфраструктуры. В их числе: железная дорога и две полностью автоматизированные железнодорожные станции, технологическая эстакада, склады для сыпучих минеральных удобрений, зерновых, хранилища для метанола и аммиака, жилые дома для сотрудников, административно-бытовой комплекс, здание администрации порта, где расположатся таможенная служба, пункт пограничного контроля, МЧС. Проектированием гидротехнических сооружений и других объектов будущего порта занимались ведущие научные организации: ТИАП, "Ленгипротранс", Институт океанологии РАН и т.д.

    Особое внимание при этом было уделено вопросам безопасности и экологии. Аммиак - токсичное вещество, и чтобы исключить возможность его попадания в атмосферу и море, комплекс проектировался с учетом сейсмических нагрузок силой девять баллов. Поэтому, как рассказали специалисты "Тольяттиазота", изотермические резервуары для хранения аммиака общей мощностью 30 тыс. тонн были построены на свайных основаниях. В наружном резервуаре находится внутренний резервуар, как стакан в стакане, а между ними засыпан песок. В случае разгерметизации аммиак можно просто перекачать из одной емкости в другую.

    Из резервуаров в океанские танкеры аммиак планируется перекачивать по технологической эстакаде под давлением 17 атмосфер. И на этом этапе тольяттинцы продумали, как избежать попадания даже незначительного объема паров аммиака в атмосферу. Как объяснила начальник цеха экологической безопасности "Тольяттиазота" Татьяна Расторгуева, "при перекачке в танкерах образуется газообразный аммиак, но его по специальному трубопроводу меньшего диаметра возвращают назад, охлаждают и сжижают. Поэтому при погрузке абсолютно нет выбросов в атмосферу".

    Для строительства и обслуживания будущего порта ТоАЗ закупил самое современное высокотехнологичное оборудование итальянского, немецкого и финского производства на 100 млн долларов, а общая сумма инвестиций достигла 300 млн долларов. На предприятии рассчитывали, что к 2005 году общий грузооборот порта Тамань превысит 7 млн тонн.

    Перевод стрелок

    Однако порт так и не заработал. В 2004 году администрация Краснодарского края распорядилась изъять у будущего порта 175 га, на которых к тому времени уже была построена железная дорога, соединившая станции "Тольяттиазот" и "Вышестеблиевская", и технологическая эстакада - трубопроводы от изотермических резервуаров до акватории.

    Одновременно с землей начинают происходить необъяснимые вещи - из ниоткуда, с 2003 г. и по настоящее время, у нее появились собственники - физические лица, в том числе проживающие в других регионах РФ и скупившие земельные паи у жителей Тамани и Волны. На ТоАЗе уверены, что это земельные рейдеры, которые с помощью определенного ресурса добиваются в краевых судах прав собственности на землю.

    Процесс идет, скорее всего, не без участия местных властей. Иначе чем можно объяснить отзыв краевой администрацией собственноручно выданного ранее разрешения на строительство из-за неких экологических претензий, хотя все необходимые разрешения у "Тольяттиазота" есть. Татьяна Расторгуева отмечает: "Мы вместе с компанией "Тамань нефтегаз" (строит в Тамани нефтеналивной терминал) разработали проект совместной санитарно-защитной зоны. Мы сложили все наши выбросы с выбросами "Таманьнефтегаза", сделали дорогостоящие исследования по оценке риска для здоровья людей. И доказали, что не затрагиваем поселок Волна своими выбросами". А сточные воды, прошедшие через станцию биологической очистки, по ее словам, "чище, чем вода в таманских водоводах".

    В 2005 году все объекты порта Тамань, находящиеся на земле, принадлежащей краю, пришлось законсервировать. К этому времени терминал по перевалке аммиака был готов на 90%. Сейчас ржавеют изотермические резервуары, технологическая эстакада, пылятся немецкие газогенераторы, простаивает современная железнодорожная станция, где оператор может нажатием лишь двух кнопок переключить сразу 20 стрелок.

    Зато строительство гидротехнических сооружений успешно продолжается - у ОАО "Тольяттиазот" есть все необходимые разрешения и лицензии для проведения строительных работ в акватории бухты Железный Рог, являющейся объектом федеральной собственности. Вот и получается, что центр заинтересован в появлении нового крупного морского узла, а местная администрация - нет. Даже берег укреплять не дают, сетует Татьяна Расторгуева. "Я писала, что берег рушится, что он передвигается к поселку, и мы согласны вести работы, вкладывать деньги, но проект так и не был одобрен", - рассказывает она. "Мы готовы участвовать в долевом расширении станции "Вышестеблиевская", - продолжает Анатолий Некрасов, - общей стоимостью 750 млн рублей, но поддержки со стороны администрации края не нашли". Вице-президент ТоАЗа считает, что если этого не сделать, не только его предприятие, но и транспортная компания "Таманьнефтегаз" и аграрно-промышленная компания "ЭФКО", которые построили свои терминалы рядом с "Тольяттиазотом", не смогут выйти на проектные мощности - железнодорожная станция просто не справится с возросшей нагрузкой.

    Удручает также тот факт, что край, при сегодняшнем дефиците федерального бюджета, ежегодно теряет по 360 млн долларов - столько могли бы составить налоговые отчисления "Тольяттиазота" в региональную казну, если бы порт функционировал. Убытки несет и сам ТоАЗ. Они уже превысили полмиллиарда долларов с учетом неполученной прибыли, расходов на поддержание объектов в рабочем состоянии и 105 млн рублей арендной платы, которую тольяттинцы ежегодно выплачивают за все 229 га. Более того, как рассказали юристы химического предприятия, в 2007 году аренда подорожала в... 55 раз, и им пришлось обратиться в арбитражный суд, который признал незаконным такое увеличение арендной ставки.

    Несмотря на то что администрация края не отвечает на многочисленные письма и обращения тольяттинцев, они все же надеются, что диалог состоится и порт будет достроен. Тем более что из года в год порт Тамань входил в программу сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края.

    Перспективы

    Сейчас в Керченском проливе постоянно на рейде стоят по 40-50 кораблей в ожидании своей очереди в порт Кавказ, грузооборот которого почти в 5 раз меньше проектной мощности порта Тамань. Местные жители вспоминают, как в октябре 2007 года 13 судов, ожидающих разгрузки, пострадали из-за 8-балльного шторма. Три из них затонули, еще пять сели на мель, а эстакаду "Таманьнефтегаза" и огромный плавучий кран просто смыло. Выстояла только эстакада "Тольяттиазота" протяженностью 2,3 км, высотой 7 и шириной 9 м.

    Сейчас "Тольяттиазот" разрабатывает проекты строительства заградительных молов, которые будут защищать суда от коварных таманских ветров, и искусственного острова, где пройдет железная дорога для подвоза контейнерных грузов. Это принесет в бюджеты всех уровней сотни миллионов рублей, создаст 1,5 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест, а Тамани удастся решить многие социально-экономические проблемы. Но на деле воплощение всех этих планов в жизнь напрямую зависит от воли властей.

    В каком-то смысле порт Тамань стал уже показательным примером, по которому можно судить о том, помогает ли в действительности государство в лице местной администрации реализовывать инвестиционные проекты или, используя формальные поводы, губит начинания стратегической важности и ставит под вопрос реализацию Стратегии-2020.

    Поделиться