20.09.2010 23:20
    Поделиться

    В документ о лизинге внесут четыре основополагающие поправки

    В ближайшие дни правительство собирается рассмотреть поправки в закон о лизинге.

    Соответствующий законопроект разработало минэкономразвития при активном участии субъектов рынка. Напомним, в существующий закон о лизинге предлагается внести четыре основополагающие поправки - разрешить внесудебное изъятие предмета лизинга, позволить передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда, распространить использование лизинга на бюджетные организации и физлиц и узаконить вторичный лизинг. В принципе претензий к существующему закону накопилось больше, но лизинговые компании боятся, что дискуссии по некоторым вопросам, в частности налоговым, могут затянуться надолго и рассмотрение первоочередных мер будет отложено на долгий срок. Почему так важно быстро решить вопросы, тормозящие развитие лизинга в стране? Лизинг - это в первую очередь покупка нового оборудования, причем покупка всегда в Россию. Это та самая модернизация, о которой сейчас говорят на каждом углу и которая действительно крайне необходима нашим изношенным производственным фондам. "На мой взгляд, этот законопроект представляет собой величайший компромисс, мы туда внесли положения, которые способствуют развитию лизинга как процесса во всей Российской Федерации, а не идут на благо какой-то отдельной узкоотраслевой группе товарищей", - утверждает Алексей Акиндинов, председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ.

    По его мнению, сейчас самое главное - узаконить внесудебный порядок изъятия техники у недобросовестных лизингополучателей. "В настоящее время в случае, если лизингополучатель не соглашается отдать предмет лизинга, единственный способ вернуть имущество - обратиться в суд. Из-за резкого роста числа неплательщиков, размера дебиторской задолженности и, как следствие, количества обращений лизинговых компаний в суды средний срок рассмотрения одного дела от момента подачи искового заявления до вынесения судом решения - 6 месяцев. А учитывая право лизингополучателя обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанции, право подачи встречных исков, судебное разбирательство может затянуться на годы, - объясняет срочность принятия этой поправки Андреас Ланге, генеральный директор "ФБ-Лизинг".

    Столь длительные сроки судебных разбирательств приводят к тому, что после получения исполнительного листа изымать просто нечего, говорит Ирина Резникова, директор по правовым вопросам лизинговых компаний "Бизнес Альянс". "К моменту получения исполнительного листа об изъятии предмета лизинга последний может оказаться в состоянии, когда расходы по его изъятию и доставке до места временного хранения окажутся больше, чем возможная выручка от его реализации, - продолжает она. - К сожалению, арбитражные суды неохотно налагают обеспечительные меры, несмотря на явный документально подтвержденный ущерб для лизинговой компании от продолжения эксплуатации имущества лизингополучателем. В практике нашей компании был случай, когда нами были представлены копии договоров, по которым недобросовестный клиент продолжал оказывать услуги по перевозке грузов на принадлежащих лизингодателю грузовых автомобилях. При этом по условиям договоров оплата поступала не ему, а иному лицу, и обратить взыскание на эти денежные средства мы не могли. Нами также были представлены платежные поручения об оплате услуг по указанным договорам. Также были представлены акты сверки с клиентом, из которых следовало, что он не оплачивал лизинговые платежи в течение длительного времени. При этом нам на тот момент было известно точное местонахождение транспортных средств. Однако в наложении обеспечительных мер было отказано. Исполнительный лист об изъятии имущества мы получили в начале этого года, но транспортные средства ищем до сих пор..."

    Вторая важнейшая для отрасли поправка - разрешение работать по договорам подряда. Сейчас объект лизинга должен быть обязательно куплен, его нельзя построить. Даже нельзя провести дополнительные работы, если в результате возникает новая вещь. В лизинг ее уже не отдашь, поскольку договор купли-продажи на эту вещь отсутствует, так как она была приобретена на основании договора подряда. Получается, что лизинговая компания, приобретая имущество для передачи в лизинг и доводя его до состояния пригодного к эксплуатации, после выполнения этих дополнительных работ сталкивается с ситуацией, при которой она не вправе передавать в лизинг вновь созданное имущество.

    "В настоящее время лизинговые компании решают данную проблему путем заключения с поставщиками договоров поставки, в соответствии с условиями которых имущество изготавливается, доставляется и устанавливается на месте эксплуатации у лизингополучателя. Однако эта схема не всегда применима, - рассказывает Ирина Резникова. - Например, опора связи возникает как самостоятельная вещь путем установки металлоконструкций на жесткую основу. Металлоконструкции изготавливаются на заказ и не могут эксплуатироваться без проведения дополнительных монтажных работ, которым предшествуют геодезические и многие другие виды работ. В данном случае в создании новой вещи участвуют около 4-5 подрядчиков, ни один из которых не может выступать одновременно и поставщиком. Аналогичная ситуация возникает в случае монтажа линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электропередачи. В данном случае закупается кабель и иное оборудование, необходимое для его подключения у одной организации, а монтируют его другие юридические лица. Таким образом, отражение в законе возможности приобретения предмета лизинга на основании договора подряда позволит развивать лизинг в таких отраслях экономики, как электроэнергетика, связь, химическая промышленность и многие другие".

    Также лизинговые компании с нетерпением ждут законодательного разрешения вторичного лизинга. Это возможность повторно передавать в лизинг изъятое оборудование или технику, от которой отказались. Сегодня напрямую отдать в лизинг изъятое оборудование нельзя, поскольку опять же на него отсутствует договор купли-продажи (оборудование уже не куплено, а изъято). Поэтому лизинговым компаниям приходится его продавать подставным фирмам и затем обратно выкупать и только после этого вновь передавать в лизинг. Такой же "оборот" приходится проводить и с "отказной" техникой, теряя деньги и время. "Весьма разумным выглядит предложение о повторном лизинге. Это особенно актуально в период кризиса и неплатежей лизингополучателей. Ведь до сих пор, чтобы выполнить требование закона об обязательном наличии продавца, лизинговые компании были вынуждены в ряде случаев его придумывать", - признает Сергей Калинин, директор департамента развития "РЕСО-Лизинг".

    Включение бюджетных организаций и населения в круг лизингополучателей, по мнению экспертов, позволит создать новый сектор рынка. Например, в Европе данная практика существует и широко применяется. Сейчас, к примеру, лизинговые компании не могут сдавать в лизинг больницам и поликлиникам медицинское оборудование, потому что это бюджетные организации. А для больниц это выгодно, поскольку лизинг - это возможность приобрести, как правило, дорогостоящее оборудование с рассрочкой платежа. Для лизинговых компаний это возможность снизить риски, поскольку финансирование госструктур само по себе является гарантией того, что лизинговая сделка не станет дефолтной.

    Справка "РБГ"

    По данным исследования Российской ассоциации лизинговых компаний в 2009 году явно проявилась тенденция к сворачиванию лизингового бизнеса в регионах. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в 2009 году составила 39%. На Центральный федеральный округ (без Москвы) приходится 19% объемов рынка нового лизинга. ЦФО - один из немногих регионов продемонстрировавших тенденцию к росту в 2009 году, объем нового бизнеса увеличился на 11%.

    При этом из регионов уходит не сам бизнес, а его объемы, распределение лизингополучателей практически не изменилось. Промышленное производство в регионах сильнее ощутило на себе влияние кризиса, значительно сократился платежеспособный спрос.

    Структура лизинга

    Поделиться