17.09.2010 15:10
    Поделиться

    Резкое падение рубля вновь заставило говорить о его девальвации

    Главное, без паники

    На этой неделе рубль наделал много шума. За два дня он уступил доллару 50 копеек, а курс евро за одну торговую сессию поднялся на 64 копейки. Аналитики снова заговорили о возможной девальвации национальной валюты.

    Не исключено, этот ажиотаж  вызвало то, что и доллар, и евро пересекли очередные психологические отметки. Курс американской валюты  - вышел за 31 рубль, а европейской - за 40 рублей. Но если смотреть итоги недели в целом (пятница к пятнице), то ничего экстраординарного не случилось. Рубль уступил евро всего 14 копеек, а доллару - 1,13 рубля. Бывали скачки и покруче.

    Большинство опрошенных "РГ" экспертов утверждают, что на данный момент фундаментальных причин для девальвации рубля нет. Однако эксперты Центра развития Высшей школы экономики все-таки ее прогнозируют. Впрочем, и они предполагают, что "скорее всего, она будет не очень сильной". "Но в сочетании с растущей инфляцией, говорится в бюллетене ВШЭ, ее может оказаться достаточно для дестабилизации экономической ситуации в стране". В связи с этим эксперты советуют снизить долю рублей в своих сбережениях.

    "Я вообще отношусь довольно скептически к прогнозам валютных курсов, - сказал корреспонденту "РГ" член Комитета Госдумы по финансовому рынку, финансовый омбудсмен Павел Медведев. - И какой-то свой прогноз дать не могу. Что же касается советов гражданам сократить рублевые сбережения, то считаю такие заявления опасными. Если сейчас люди им поверят, начнется паника. Все побегут менять рубли на доллары. И это привет к тому, что эксперты окажутся правы. Так как курс американской валюты тут же взлетит. Лучшее, что можно придумать, это разложить свои накопления по нескольким корзинам валют. Держать в евро, долларах и рублях. И когда настанет момент тратить деньги, брать их из той корзины, валюта которой будет на тот момент самой дорогой".

    Ситуацию на валютном рынке "РГ" прокомментировал и доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.

    РГ: Итак, одни эксперты считают, что рубль продолжит "свой курс похудения", и связывают это с оттоком капитала и внешним долгом. А другие, наоборот, считают падение рубля временным явлением. Как вы оцениваете ситуацию?

    Кричевский: Я думаю, что причина здесь не в оттоке капитала или высоком внешнем долге (кстати, не такой уж он высокий). В стране не наблюдается никаких резких изменений в экономике: у нас не ухудшается инвестиционный климат, нет никаких потрясений на фондовом рынке, стабильны цены на углеводороды.

    Скорее всего, ослабление рубля связано с тем, что в России в этом году и вплоть до 2015 года будет дефицит федерального бюджета. А  после 2011 года финансировать его будет нечем, поскольку Резервный фонд к концу 2011 года закончится. Кроме того, пока неясны перспективы приватизации основных ведущих российских предприятий. А на обеспечение внутреннего потребительского рынка, прежде всего, продовольственного, в ближайшее время нужно будет существенно большее количество средств, нежели это было в предыдущие годы. И никуда не деться от последствий засухи и пожаров, которые бушевали все лето. Мы потеряли минимум треть от урожая. И эта цифра не является окончательной. Точные размеры потерь будут известны приблизительно в октябре. В любом случае понятно, что Россия оказалась на пороге ситуации, когда из экспортера многих видов продовольствия она превращается в импортера. Для этого нужны деньги, валюта для закупки продуктов питания.

    Есть три основных причины ослабления рубля. Первая - дефицит бюджета, необходимость финансировать федеральные программы. Вторая - проблема наполнения потребительского рынка. И третья причина - это потребность в дополнительном финансировании отдельных статей расходов на экономику и социальную сферу. На все это денег в бюджете просто не хватит. Этим и объясняется ослабление рубля, которое мы сейчас наблюдаем и которое продержится как минимум несколько месяцев.

    РГ: Эксперты Высшей школы экономики советуют снизить долю рубля в личных сбережениях. Надо это делать? И что бы посоветовали вы.

    Кричевский: Я бы посоветовал поступить более радикально. Нужно вообще на время отказаться от рублевых сбережений и перейти на доллары и евро в пропорции 50 на 50. Это в любом случае позволит избежать потерь. Если евро будет укрепляться по отношению к доллару, значит, часть сбережений в европейской валюте будет расти в рублевом эквиваленте. А если будет обратная ситуация, то увеличится долларовый эквивалент. При таком раскладе вкладчик не потеряет в рублях при пересчете своих сбережений. А национальную волюту необходимо иметь только для текущих трат.

    РГ: Скоро на ММВБ начнут торговать парой рубль-юань, а в Китае - юань-рубль. Может, имеет смысл на перспективу присмотреться к китайской валюте? Будут ли вложения в нее доходными?

    Кричевский: Юань не является свободно конвертируемой валютой, и торги по ней будут осуществляться в экспериментальном режиме. Поэтому рассматривать юань как средство сбережения сегодня не стоит. Когда он станет свободно конвертируемым, когда не будет зависеть от решений Коммунистической партии Китая и других руководящих органов этой страны, тогда можно будет рассматривать юань как инструмент частных сбережений.

    РГ: Некоторые эксперты советуют делать вложения в швейцарский франк. Говорят, ультранадежная валюта. Вы бы вложили свои сбережения в нее?

    Кричевский: Швейцарский франк - это валюта отдельно взятой страны. А такая валюта, даже свободно конвертируемая, подвержена изменению в соответствии с решением национального правительства и центрального банка. Поэтому я не могу исключать, как в свое время это было с фунтом стерлингов, что швейцарское правительство захочет ослабить франк по отношению к ведущим мировым валютам. Так что те, кто доверится этой валюте, банально могут потерять свои сбережения, естественно при пересчете на рубли.

    Брызги шампанского

    Импортеры алкоголя волнуются. Новые правила оформления поставок в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, уверяют они, могут оставить россиян без уже полюбившихся вин и коньяков.

    Этой теме был посвящен "круглый стол" в Торгово-промышленной палате. До 1 января 2012 года весь импортный алкоголь должен пройти процедуру госрегистрации. Но поставщики уверяют, что от них требуют документы, которых в природе пока не существует. Например, необходимо предоставить копию удостоверения, подтверждающего свободное обращение подконтрольных товаров на территории государства-изготовителя. Также в перечень документов входит информация о рецептуре продукта, что является коммерческой тайной. Все это поставило многих импортеров в тупик. Ряд  документов получить не просто сложно, а вообще невозможно. Напомним, что сейчас алкоголь в Россию ввозится по санитарно-эпидемиологическим заключениям, срок действия которых постепенно заканчивается. В случае, если компании не смогут пройти госрегистрацию, им придется уйти с рынка.

    Насколько оправданны эти тревоги и что ждет импорт алкоголя в ближайшее время, "РГ" рассказали президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович и директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

    РГ: Роспотребнадзор, как утверждают импортеры, включил в перечень требования, которые не предусмотрены материалами Таможенного союза. В частности, теперь нужна доверенность от производителя на право представлять его интересы. Необходим документ, который  подтверждает свободное обращение продукции на территории государства-изготовителя. А еще - следует раскрыть рецептуру продукции. С чем связаны эти требования и насколько они выполнимы?

    Попович: На самом деле, первые два пункта, если их правильно и внимательно прочитать, превращают нас из страны третьего мира в нормальное европейское государство.
    В некоторых странах Старого света изготавливают вина, которые категорически запрещены для продажи в собственной стране. Они отправляют эту непонятную смесь в другие государства, в том числе и в Россию. А мы не можем контролировать процессы в чужом государстве и понять, из чего и как сделано вино. Так что эти требования нужно только приветствовать. Теперь люди, покупая итальянское вино, будут уверены, что это действительно качественный напиток, который пьют и в Италии.

    А с раскрытием рецепта, мне кажется, произошло недопонимание. Имеется в виду, что требуется предоставить список ингредиентов и компонентов, входящих в вино. Но это секретом никогда не являлось. Коммерческая тайна заключается в пропорциях ингредиентов. А этого никто не просит раскрывать.

    РГ: Особенно волнуются те, кто поставляет в Россию элитную продукцию. Они столько бились за это право. Если элитные вина исчезнут, у нас есть, чем их заменить?

    Попович: Я думаю, что импортеры приспособятся к новым требованиям, так что без вина мы не останемся. А если случится так, что импорт исчезнет с российского рынка, то пустые полки спокойно наполнят российские производители. И эта продукция будет не хуже по качеству и по цене. А, может быть, даже еще лучше.

    РГ: Сколько на нашем рынке импортного алкоголя? И создает ли он серьезную конкуренцию нашим производителям?

    Дробиз: Объем легального рынка "тихих" вин составляет около 800 миллионов литров. Импорта из них - 230 миллионов литров бутылизированной продукции и еще примерно 230 миллионов литров виноматериала, из которого делают российские вина. То есть больше половины - импорт.

    Рынок игристых шампанских вин составляет около 230 миллионов литров, импорт - около 20 миллионов литров. Легальный рынок водки и ликероводочных изделий - около 1 миллиарда 150 миллионов литров. Импорт занимает около 60 миллионов литров в год. Рынок виски, рома, джина и текилы на 100 процентов импортный и составляет около 20 миллионов  литров в год.

    Кроме последних напитков, естественно, иностранная продукция составляет конкуренцию российским производителям. Но на цену и качество новые правила никак не повлияют. Так как госрегистация может сузит ассортимент, а не объемы алкоголя.

    РГ: За год, по данным Росстата, алкогольные напитки подорожали на 8,02 процента.  Какой рост вы прогнозируете к Новому году.

    Дробиз: В розничной торговле огромный объем водки продавался до 1 января 2010 года по минимальной цене 40-50-60 рублей. Это была нелегальная водка, которая продавалась легально. Теперь минимальная цена официально установлена на уровне 89 рублей. Отсюда и рост. А к Новому году алкоголь, по нашим прогнозам, подорожает на 10-12 процентов.

    Дави на газ

    Министерство промышленности и торговли предложило новый вариант расчета транспортного налога. В ведомстве полагают, что его необходимо начислять с учетом экологического класса автомобиля. Чем "чище" авто, тем меньше придется платить его владельцу.

    Это, по замыслу,  будет стимулировать обновление ветхого автопарка страны. Предварительные расчеты такие. Для владельцев автомобилей класса "Евро-4" базовая ставка останется без изменений. На машины класса "Евро-3" она может быть повышена в 1,2 раза, "Евро-2" - в 1,6 раза. Для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года, налог вообще может вырасти в два раза. В то же время он снизится для автомобилей классов "Евро-5" и выше. Базовую ставку для них предлагают уменьшить на 30 процентов. Не исключено, что для всех авто с мощностью двигателя не выше 150 лошадиных сил налог вообще обнулят.

    Эти предложения сейчас обсуждаются в профильных ведомствах. Чиновники обещают учесть интересы всех категорий автовладельцев и избежать резкого роста налоговой нагрузки. Кстати, со следующего года базовые ставки транспортного налога должны снизиться в два раза.

    Справка "РГ"

    Парк легковых автомобилей в России, по данным "Автостата", на 1 июля 2010 года  насчитывал 33,8 миллиона машин. Доля авто выпуска старше 2006 года составляет 74,6 процента. Среди российских автомобилей их - 86,05 процента, среди иномарок - 59,01 процент.

    По моделям - наибольшее количество авто старше 2006 года - это LADA "классика" (ВАЗ-2106, -07, 01 - "копейки"), ВАЗ-2109, ВАЗ-2121 ("Нива"). Волга 3110, 3102.

    Среди иномарок - Toyota Corolla, Volkswagen Passat, Toyota Carina, Toyota Corona, Toyota Land Cruiser, Toyota Camry, Mercedes-Benz E-Class, Daewoo Nexia.

    "РГ" обсудила новацию с начальником отдела аналитики агентства "АВТОСТАТ" Андреем Топтуном.

    РГ: Почему за точку отсчета наибольшего повышения налога была выбрана дата 1 января 2006 года?

    Топтун: Думаю, это связано с тем, что именно тогда в паспорте транспортного средства начали заполнять графу "класс экологичности". Но мне, кажется, это немного неправильно. И до 2006 года были автомобили, которые соответствовали "Евро-2" и "Евро-3". Например, АвтоВАЗ с 2000 года выпускает такие автомобили.
    Кроме того, класс экологичности зависит и от технического состояния машины. Производитель лишь дает гарантию, что автомобиль будет соответствовать определенным нормам. Но в дальнейшем он обещать уже ничего не может. Так что на год выпуска машины, думаю, не ориентироваться не надо. Например, новый автомобиль может наездить 100 тысяч километров и потерять запчасти, которые отвечают за экологичность.

    РГ: Потянут ли автовладельцы новый транспортный налог?

    Топтун: Думаю, большинство его потянут. Но тут тоже все не так однозначно. Введение нового расчета налога облегчает фискальную нагрузку для владельцев дорогих автомобилей. Если раньше они платили 40-50 тысяч рублей, то сейчас сумма значительно сократится. Есть опасность переложить налоговый на плечи менее обеспеченных граждан.

    РГ: Может следом, надо предусмотреть для них какие-то дополнительные льготы?

    Топтун: Та же программа утилизации - уже дополнительные льготы. Но тут палка о двух концах. В глубинке человеку с заработком в 5 тысяч рублей о замене машины можно только мечтать. А для Москвы это даже полезно, так как в столице ситуация с экологией, действительно, ужасная. Поэтому здесь можно сделать высокий налог, а в других регионах оставить все, как есть.

    РГ: Выиграют или потеряют бюджеты регионов от нововведения?

    Топтун: Все будет зависеть от местных чиновников. Право устанавливать коэффициенты к базовой ставке транспортного налога остается за ними.

    РГ: Если решение о дифференциации транспортного налога будет принято, как это отразится на рынке?

    Топтун: Думаю, он будет расти, то есть новый налог - это очередная поддержка авторынка. Но это подтянет удорожание российских машин. Ведь более высокий класс экологичности автомобиля по определению подразумевает увеличение цены. Это новые комплектующие, датчики и так далее.

    РГ: Что бы вы предложили для того, чтобы сократить на дорогах России парк старых машин?

    Топтун: Нельзя делить автомобили на старые и новые. Тут тоже все относительно. Есть, например, некая "Копейка", которая простояла в гараже тридцать лет. И все равно нельзя сказать, что она старая. Так как по техническому состоянию эта машина гораздо исправнее, чем, например, современное такси, которое за год изъездило весь ресурс и не соответствует уже никаким экологическим нормам. Тут, наверное, нужно наводить порядок в техосмотре, чтобы говорить о состоянии автомобиля по его реальным возможностям.

     

    Ипотека бьет аренду?

    Ипотека в России выглядит значительно привлекательнее, чем аренда жилья, считает вице-президент Гильдии риэлтеров России Константин Апрелев.

    По его словам, "сейчас рынок жилья перешел в более предсказуемую стадию, в кризис цены существенно откорректировались. Но сегодня по-прежнему "это рынок все-таки еще не продавца, потому что цены упали. "Коррекция около 30 процентов, с моей точки зрения, весьма существенная", - пояснил вице-президент в интервью, данном на этой неделе в СМИ. И уточнил, что ставка по ипотечному кредиту составляет 10 процентов годовых в рублях. Она, по сути, приблизилась к инфляции. "Вы сравниваете две вещи: либо вы арендуете и платите 6 процентов годовых за использование, либо вы живете уже в собственной квартире и уплачиваете примерно 10 процентов годовых",- заявил эксперт.

    Действительно ли выгоднее покупать квартиру по ипотеке, нежели  снимать ее? Этот вопрос мы задали руководителю аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олегу Репченко.

    Репченко: Я с этим не согласен. Ставки по ипотечному кредиту, скорее, декларируются на уровне 10 процентов годовых. Но реально это будет 12-14 процентов. А если еще учесть дополнительные комиссии и страховку, то и того больше.

    Тогда как аренда квартиры на сегодняшний момент составляет 5-6 процентов от ее стоимости. И если не закладываться на то, что квартира растет в цене, потому что пока этого не видно, все-таки аренда остается более выгодной.

    РГ: Как, по вашему прогнозу, будут вести себя цены на недвижимость в этом и следующем году?

    Репченко: Думаю, до конца 2010 года цены на квартиры сильно не изменятся. Если будет рост, то в пределах инфляции, то есть 10 процентов. Про следующий год пока сказать ничего не могу. Поживем - увидим.

    Поделиться