14.09.2010 23:00
    Поделиться

    В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка живописи из лучших музейных коллекций Армении

    Выставка из музеев Армении открылась в Москве

    В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка "Два цвета радуги - двух судеб отраженье...", где представлена живопись из лучших музейных коллекций Армении, в частности, Национальной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна, Музея русского искусства, и скульптуры из музея Ерванда Кочара.

    Собранию русского искусства, хранящемуся в Национальной галерее Армении, могут позавидовать многие российские музеи. Дело в том, что в 1925 году в галерею (которая была основана четырьмя годами раньше) поступило собрание знаменитого Лазаревского института восточных языков. Его основала в 1815 году семья армянских промышленников, выходцев из Персии, которые жили в России с XVIII века. Собственно, все русское востоковедение вышло из Лазаревского института. Портрет одного из основателей его - Иоакима Лазарева, написанный в 1822 году Василием Тропининым, можно увидеть сейчас на Волхонке. Он впечатляет изяществом, интеллектуальным обликом героя (изображенного с гравюрой здания института, у письменного стола с чернильным прибором) и сдержанной теплотой цветовой гаммы. Так вот, Лазаревы обладали классическими добродетелями, которые особо ценил XVIII век, - они были не только людьми просвещенными, но и с отменным вкусом. По крайней мере, им удалось собрать отличную коллекцию, в которой, кроме Тропинина, были работы Ф. Шубина, И. Аргунова, И. Мартоса...

     
    Видео: Константин Завражин

    В 1930-е годы в Национальную галерею Армении, как и в другие союзные музеи, поступили работы из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда, в том числе картины В. Серова, К. Сомова, И. Репина, К. Коровина, М. Добужинского. Тогда же, в 1930-е, галерея находит возможность (в сущности, невероятную по тем временам) приобретать работы художников Серебряного века: А. Головина, В. Борисова-Мусатова, А. Бенуа, М. Шагала... Часть работ галерее передают в дар художники и коллекционеры. Эту самостоятельность художественной политики галерея сумела сохранить и позже. Как написала в одном из писем вдова Р. Фалька Ангелина Васильевна Щекин-Кротова в 1965 году, "когда несколько лет назад все музеи убрали из экспозиции вещи Фалька, руководство Галереи имело мужество оставить картины Фалька в экспозиции и не вычеркивать его творчество из славной истории русского и советского искусства". Удивительно ли, что именно здесь оказалась в итоге одна из наиболее крупных коллекций Фалька? Кстати, две известные работы Р. Фалька - "Московский дворик" (1912) и "Негр. Артист цирка" (1917) - одни из жемчужин экспозиции.

    Среди привезенных в Москву картин - работы художников первого ряда. Есть портреты кисти Левицкого, В. Боровиковского, О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, К. Маковского, К. Сомова, пейзажи Ф. Матвеева, С. Щедрина, И. Левитана... Показывают отличные работы художников Серебряного века: от символиста В. Борисова-Мусатова до ранней абстракции В. Кандинского, от утонченного мирискусника А. Головина до П. Кончаловского из "Бубнового валета", от ранних работ М. Ларионова и знаменитого "Мальчика с петухом" (1911) Н. Гончаровой до позднего, 1932 года, портрета Андрея Белого кисти К. Петрова-Водкина...

    Но, конечно, если говорить о начале ХХ века, центральное место занимают работы М. Сарьяна и его друзей, когда-то вместе показывавших свои работы на знаменитой выставке 1907 года "Голубая роза": П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина, П. Уткина... Всех их так или иначе интересовала экзотика Востока. Практически все они заинтересовались им благодаря французскому искусству. И этот путь на Восток "через Европу" очень чувствует в натюрмортах с цветами, которые пишут П. Уткин, П. Кузнецов. Но, пожалуй, только для Сарьяна встреча с Востоком была во многом встречей не только с архаикой египетских масок и фризов, но и с самим собой. На выставке можно увидеть "классического" Сарьяна - его "Автопортрет", его восточные картины "У колодца. Жаркий день", "Ночной пейзаж"...

    И конечно, без морских полотен И. Айвазовского выставку из Армении представить невозможно. Все, кто соскучился по нему, могут насладиться "Штормом у берегов Ниццы" и эпическим полотном "Ной спускается с горы Арарат"...

    В общем, в ГМИИ снова показывают выставку, которую нельзя пропустить.

    Поделиться