10.09.2010 15:48
    Поделиться

    Никита Масленников: В России надо установить два срока выхода на пенсию

    Самое главное событие для экономики еще не произошло. Им станет обсуждение проекта бюджета на ближайшую трехлетку. А пока ведомства, законодатели и эксперты прикидывают, какие коррективы надо внести в уже намеченные приоритеты. О самых заметных событиях уходящей недели корреспондент "РГ" беседует с нашим постоянным экспертом Никитой Масленниковым.

    Повышать или не повышать

    Если и повышать в России пенсионный возраст, то надо дать людям возможность выбора, считает советник Института современного развития Никита Масленников. А тем, кто не спешит на заслуженный отдых, разрешить перечислять на страховую часть пенсии любые суммы без ограничения.

    РГ: На этой неделе снова обсуждали повышение пенсионного возраста в России. В Калининграде на конференции по вопросам социального обеспечения эта тема была в центре внимания. Хотя, кажется, спорить уже не о чем. Мы знаем, что вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уверен: повышение пенсионного возраста неизбежно. Однако глава Пенсионного фонда Антон Дроздов считает, что это станет возможным не раньше, чем через несколько лет. Премьер-министр Владимир Путин тоже заявил, что этот вопрос сейчас не рассматривается. Но тема, как видим, в экспертном сообществе не закрыта.

    Масленников: Это не случайно. Начался новый политический сезон. Полным ходом идет подготовка бюджета на следующий год. Одновременно продолжается работа по составлению программной классификации бюджетных расходов. И чем честнее заявить о проблемах Пенсионного фонда России, тем это вернее и правильнее.

    РГ: Так нужно повышать пенсионный возраст?

    Масленников: Тут нет однозначного ответа. То, в каком виде сейчас находится наша пенсионная система, если в ней ничего не менять, она обречена на воспроизводящийся расширяющийся дефицит Пенсионного фонда. Это серьезная проблема. Если уже сегодня он составляет 1,3 триллиона рублей, то с таким бременем жить вообще в ближайший период достаточно непросто.

    Вопрос о повышении пенсионного возраста - хорошая "интеллектуальная провокация", которая заставляет как сторонников, так и оппонентов идеи искать новые углы зрения, чтобы взглянуть на комплекс проблем пенсионного обеспечения в целом и предложить какие-то решения. Тем не менее, думаю, от повышения пенсионного возраста нам не уйти. Стоит вопрос очень серьезной финансовой необеспеченности пенсионной системы. И, стало быть, снижения стандартов коэффициента замещения (соотношение средней пенсии к среднему заработку в стране), то есть ухудшения жизненного уровня пенсионеров. Одновременно реально просматривается тенденция повышение налогового бремени на работающих. Если все будет идти, как идет, то через 15-20 лет люди должны будут платить в виде страховых взносов не менее половины своей заработной платы. Я думаю, что общество вряд ли с этим согласится. Поэтому сегодня нужно искать различные варианты.

    РГ: И повышение пенсионного возраста - один из них?

    Масленников: Да. Тем более что все остальные развитые страны уже пошли по этому пути. У нас, кстати, самый минимальный пенсионный возраст. Но это тема серьезнейшей политической дискуссии в обществе. Неслучайно летом этого года министр финансов предложил провести межпартийную конференцию по вопросу повышения пенсионного возраста.

    РГ: Если бы Вам довелось выступить на этой конференции, какой бы вариант Вы предложили?

    Масленников: Надо дать людям полную свободу выбора. Например, установить два срока выхода на пенсию. Остается текущий и предлагается, допустим, увеличить пенсионный возраст на пять лет для мужчин и женщин. При этом выбор гражданина должен быть добровольным. Хочешь, уходи в 55 лет, хочешь - в 60.

    При этом должны быть предложены определенные стимулы, для того чтобы человек был мотивирован для выхода на "позднюю" пенсию. Люди, которые выбирают для себя повышенный срок, должны получить, на мой взгляд, право неограниченных отчислений в накопительную часть пенсии. Заработал - отчислил. Мы получали бы стимул развития наших финансовых рынков, длинный инвестиционный ресурс в экономику и дополнительное поле для деятельности формирующегося Международного финансового центра в России.

    Справка "РГ"

    Пенсионный порог впервые был установлен в Германии в конце XIX века. Установление пенсионного возраста приписывают Отто фон Бисмарку. Во многих странах мира возраст выхода на пенсию собираются установить на отметке "67" как для мужчин, так и для женщин. И это вызывает бурю протестов у населения. Но, например, в Китае он вообще отсутствует. В России пенсионный порог составляет 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В Азербайджане: для мужчин - 62 года, для женщины - 57 лет. В Армении: 65 и 63 года. В Таджикистане: 63 и 58 лет.

    По дорогам - из кризиса

    РГ: Президент США обнародовал новую антикризисную программу. В стране за госсчет будут реконструировать дороги, аэропорты, создавая, таким образом, новые рабочие места и подстегивая внутренний спрос. Эксперты назвали это "неожиданным поворотом". США решили пойти по китайскому пути?

    Масленников: Что касается антикризисной программы Барака Обамы, то здесь надо иметь в виду несколько составляющих: экономическую и политическую. Политическая связана с тем, что 2 ноября состоятся выборы в Палату представителей. Эксперты прочат Демократической партии Обамы провал. Это серьезный политический вызов: оказаться во второй половине президентского срока без поддержки законодателей.

    Что касается экономической части, то здесь тоже нешуточная проблема. На сегодняшний день можно констатировать, что в американской администрации нет единства по поводу того, какой экономической стратегии придерживаться в ближайшем будущем.

    Одни говорят, что пора заканчивать с мерами стимулирования, нужно переходить к жесткой денежно-кредитной политике. И тем самым включать традиционные органические силы рыночной экономики. Потому что иначе цена вопроса - увеличение бюджетного дефицита и все прочие. Другие говорят, что нужно извлечь опыт предыдущих крупнейших кризисов, когда программы стимулирования сворачивались раньше времени. И экономика с большим трудом преодолевала последствия кризиса. Такую ошибку в свое время совершил Рузвельт. Кто прав в этом споре, сказать трудно.

    Антикризисная программа еще не сложилась в полной мере. Пока только известно о плане реконструкции дорог и создании рабочих мест через развитие инфраструктурных проектов, что само по себе, наверное, оправданно. Но я не уверен, что это даст некий политический эффект, а для экономики - немедленный результат. Но самое главное, я думаю, это будет произнесено буквально в ближайшие дни. Это программа налогового стимулирования.

    РГ: Может, и России сделать упор на дороги, а не сокращать финансирование по этой статье?

    Масленников: Я не сказал бы, что оно сокращается. Просто надо дождаться бюджетных котировок 2011 года. Там проблема не столько в сокращении, сколько в повышении качества управления финансовыми потоками. Тем не менее, возможность повышения эффективности расходов на дороги есть. Создается бюджетный дорожный фонд. Есть еще резерв экономического стимулирования дорожного строительства. Я думаю, сейчас идет обсуждение вариантов.

    Кстати

    Объем федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 миллиардов рублей, при этом финансирование будет увеличиваться и к 2015 году достигнет уже 500 миллиардов рублей. Уровень расходов на дорожное строительство и содержание дорог в 2010 году составил 280 миллиардов рублей.

    В сухом остатке лета

    РГ: От засухи сельские производители понесли ущерб в 39 миллиардов рублей. Теперь бюджет выделяет 35 миллиардов им в помощь. Что нужно сделать, чтобы в будущем госказна не страдала от засухи?

    Масленников: Эти суммы не позволяют говорить о том, что бюджет так уж стремительно и бесповоротно пострадал от засухи. Хотя эти расходы еще будут увеличиваться.

    Но проблема не в этом. Мы должны понимать, что потихоньку втягиваемся в некий период повышенной неустойчивости климата. Ученые объясняют сложившуюся ситуацию и сменой полюсов, и усилением солнечной активности, и парниковым эффектом. Все это начинает влиять и на устойчивость финансовых рынков.

    РГ: И как с этим бороться?

    Масленников: Первое, что сделал бы экономист, он попытался бы создать некий необходимый резерв, который бы гарантировал защиту от климатических явлений. Причем этот резерв должен работать не только в летние месяцы, а круглый год. Я бы попытался продумать некий аналог Резервного фонда. Возможно, с другими источниками, но который бы страховал экономику от повышенной климатической неустойчивости. Может быть, следует изменить целевую направленность расходов Резервного фонда. Но тут уже вопрос к Минфину.

    Тем временем

    Прямые потери российской экономики от аномальной жары и засухи в 2010 году составят 0,4-0,5 процента ВВП, заявил замглавы министерства экономического развития Андрей Клепач. По прогнозам, номинальный ВВП России в 2010 году составит 44,8 триллиона рублей. Так что общий ущерб от засухи может оказаться в пределах 310-360 миллиардов рублей. По подсчетам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, только ликвидация последствий погодных аномалий этого лета обойдется госказне примерно в 17 миллиардов рублей.

    Гречка возвращается?

    РГ: Глава Минсельхоза Елена Скрынник обещала, что гречка скоро появится в магазинах, ее закупают за рубежом. И подчеркнула, что рост цен на эту крупу и ее дефицит - результат ажиотажа. Может, надо создать специальное ведомство по продовольствию, которое бы просчитывало такие риски и вовремя сообщало о них, инициируя закупки, не дожидаясь ажиотажа?

    Масленников: Я не сторонник создания специального ведомства по продовольствию. Потому что, в принципе, расчет аграрных рисков - задача министерства сельского хозяйства и тех банков, которые кредитуют сельхозпроизводителей. Здесь, думаю, у нас все более-менее нормально. А вот те структуры управления, которые у нас существуют, все время впадают в административный раж. Вот это серьезная проблема. Вместо того чтобы развивать комфортную среду для аграрного производства, некоторые регионы занимаются администрированием цен. А это впоследствии обернется новыми толчками подорожания. Надо развивать практику товарных интервенций на разных рынках, создавать ускоренным темпом производственную логистику для сельхозпроизводителей. Аграрное страхование обязательно нужно.

    Справка "РГ"

    По данным министра сельского хозяйства Елены Скрынник, внутренние потребности России в гречке составляют около 500 тысяч тонн. Прогнозируется, что в этом году мы соберем более 450 тысяч тонн. Кроме того, "в закромах Родины" хранится еще 40 тысяч тонн прошлогодних запасов гречки.

    "Горячая" сессия

    РГ: Госдума начала осеннюю сессию с обсуждения летних проблем. Говорили, что отголоски аномальной жары внесут коррективы в работу законодателей. Какие должны быть эти коррективы?

    Масленников: Очевидно, что у нас есть проблемы с пожарной безопасностью, с введением режима чрезвычайной ситуации. Президент совершенно справедливо сказал о необходимости посмотреть, как работает Лесной кодекс, все ли в нем правильно. Думаю, надо будет возвращаться к законодательным актам, устанавливающим механизмы, способы, методы, инструменты для поддержки сельхозпроизводителей. Естественно, нужна компенсация людям за утраченное имущество.

    Все финансы в гости к нам

    РГ: Глава Администрации президента Сергей Нарышкин заявил, что создавать Мировой финансовый центр в России надо не только в Москве, но и на базе других крупных городов.

    Масленников: Честно говоря, постановка вопроса не новая, но на таком уровне, может быть, прозвучала впервые.

    Несколько лет назад, когда идея Мирового финансового центра только вынашивалась, эксперты говорили о том, что у нас в силу уникального геополитического положения есть возможность начать с  промежуточного этапа, благодаря которому создается глобальное биржевое кольцо. Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, еще немного европейских площадок. А между ними было бы хорошо "встроить" российские биржевые центры. И тогда игрок круглосуточно присутствовал бы на финансовом рынке, и не было бы временных разрывов. Это достаточно соблазнительная идея и для мирового финансового рынка, и для нашего. Мы получаем серьезный шанс создать глобальную финансовую систему. Предполагалось, что торговля у нас может быть распределена по часовым поясам. На каждом поясе - своя биржа. Чем больше у нас будет подобных площадок, тем выше шансы превратиться в систему российских финансовых центров.

    Справка "РГ"

    Мировые финансовые центры - это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Основные мировые финансовые центры - Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур.

    Эхо недели

    РГ: Какое, на Ваш взгляд, самое знаковое событие этой недели?

    Масленников: На мой взгляд, самое главное событие - это Мировой политический форум в Ярославле.

    РГ: А самое важное принятое решение, которое сыграет решающую роль в экономике.

    Масленников: Оно не принято. Для экономики - это бюджет следующего года.

    Из событий, которые произошли в последнее время, я бы выделил решение Центробанка не повышать ставку рефинансирования, хотя инфляция в стране ускорилась. Это означает, что мы не идем на ужесточение денежно-кредитной политики, которая в нынешних условиях может очень негативно отразиться на деловой активности. То есть слабые ростки восстановительного экономического роста могли бы полностью "закатать в асфальт". Центральный банк на это не пошел. Он продемонстрировал, что верит: пауза в восстановительном росте, которая возникла в летние месяцы, временное явление.  

    Поделиться