08.09.2010 13:08
    Поделиться

    Прокуратура Казани проверяет, имеют ли право на существование автобусные полосы

    Полосы для движения общественного транспорта в Казани стали камнем преткновения между ГИБДД и автолюбителями. Последние пытаются доказать, что разметка нанесена с нарушениями, да и штрафы инспекторы выписывают в пять раз больше, чем положено.

    Отделить автобусы от остальных участников движения в столице Татарстана было решено два года назад. Тогда перекроили весь центр города, а на страже маршрутных полос поставили инспекторов ГИБДД. Сейчас полоса "украшает" более сорока городских улиц, и не только его историческую часть. И это, обещают в Госавтоинспекции, не предел.

    В теории начинание местных властей выглядит так - общественный пассажирский транспорт ездит исключительно по отведенным для него полосам, минуя пробки, тем самым соблюдает график. Пассажиры никуда не опаздывают. А риск попасть в аварию снижен до минимума, ведь автобусы никто не подрезает и не обгоняет. Что же на деле?

    Улицы, расположенные в центре города, и без автобусных полос загружены до предела, ведь многие из них состоят всего лишь из двух полос в одну сторону. Чтобы хоть как-то вырваться из пробки, водителям частного транспорта приходится перестраиваться на маршрутную полосу. А здесь, как правило, водителей ждет сюрприз в лице инспекторов ГИБДД и приборов фото- и видеофиксации нарушений. Причем наказывают автовладельцев по полной программе по статье 12.15 Кодекса об административных нарушениях "Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги...", по которой предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Правда, в Казани нашлись водители, которые доказали в суде, что данную статью применяют незаконно.

    В 2008 году казанец Тимур Султанов попался на автобусной полосе на улице Пушкина.

    - Они тогда только появились, и водители еще не успели привыкнуть, как их стали брать на дороге "тепленькими", вот и мне не повезло, - говорит водитель. - Я не стал спорить с инспектором и признался в нарушении. На меня наложили штраф в 500 рублей. Позже я нашел статью 12.16 "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги", согласно которой меня должны были оштрафовать всего на 100 рублей. Тогда я обратился в Вахитовский районный суд Казани. Решение было не в мою пользу, судья пояснил, что если бы я не согласился с инспектором и отразил это в протоколе, то выиграл бы дело.

    Вскоре представился новый случай. Тимура Султанова остановили на автобусной полосе на улице Гвардейской. Тогда он попросил составить протокол, который и представил в суде.

    - На этот раз вопросов не возникло, - рассказываtn автолюбитель. - Судья вынес решение в мою пользу и постановил оштрафовать меня по статье 12.16 на 100 рублей.

    Не так давно аналогичное дело выиграл и другой казанец - Александр Вебер.

    Региональный представитель Федерации автовладельцев России в Казани Рамиль Хайруллин всегда возит с собой "полезную книжку", вырезанную из "Российской газеты", в которой заместитель начальника Департамента ОБДД МВД России Владимир Кузин разъясняет водителям спорные моменты.

    - Там четко обозначается, что "если вы заехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллейбусами должны ехать по этой полосе, то вам грозит ответственность по статье 12.16" , - цитирует слова замначальника Рамиль Хайруллин.

    Он призывает всех водителей вооружиться подобными книжицами и выдержками из КоАП, чтобы как минимум знать о своих правах, а как максимум - отстоять их во время беседы с инспектором ГИБДД и, если понадобится, в суде.

    В региональном представительстве Федерации автовладельцев России в Казани вообще считают, что большинство автобусных полос в столице Татарстана нанесено незаконно. Рамиль Хайруллин ссылается на решение прокуратуры Казани от апреля минувшего года. Тогда прокуратура признала кройку дороги под полосу для общественного транспорта на улице Гвардейской незаконной. Соответствующий протест городской прокурор Ильдус Нафиков направил в исполком Казани. В документе говорилось, что "выделение полосы для движения общественного транспорта возможно лишь при наличии не менее четырех полос в одном направлении". Прокуратура ссылалась на Санитарные нормы и правила, утвержденные в 1989 году.

    И вот на днях УГИБДД МВД по Татарстану распространило в СМИ сообщение о том, что "организация специально выделенных полос маршрутных транспортных средств на подобных улицах не противоречит требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Более того, при необходимости данные полосы возможно выделять и на дорогах, имеющих две полосы (по одной полосе в каждом направлении), то есть организовать на дороге или улице одностороннее движение с движением маршрутных транспортных средств навстречу общему потоку". Что же получается, одни и те же СНиП ГИБДД и прокуратура Казани трактуют по-разному?

    Как сказал корреспонденту "РГ" старший помощник прокурора Казани Динар Салахутдинов, сейчас они проверяют, имеют ли право на существование автобусные полосы на других улицах:

    - Согласно СНиП от 1989 года "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", маршрутные полосы имеют право на жизнь, но лишь при условии соблюдения определенных норм по пропускной способности, с учетом того, каким автопарком сегодня располагают казанцы, все эти нормы давно превышены, - комментирует старший помощник прокурора Казани.

    - Кроме того, другой документ - "ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" - говорит о том, что полоса движения для легкового и грузового транспорта должна быть не менее трех метров, для маршрутных транспортных средств - четыре метра. Мы дали поручение исполкому к середине сентября привести полосы в соответствие с этими документами.

    Кроме того, выяснилось, что улица Кремлевская вообще не значится в списке улиц, где должна быть маршрутная полоса. Ее нанесли без соответствующего постановления исполкома. К 15 сентября, пояснил Салахутдинов, городские власти должны устранить данное нарушение. Иначе прокуратура будет вынуждена обратиться в суд.

    Тем временем

    Члены регионального представительства Федерации автовладельцев России в Казани отправили письмо в Департамент ОБДД МВД России с просьбой вмешаться в ту ситуацию, которая сложилась в Казани. А пока автолюбители дожидаются ответа, они готовятся к всероссийской акции протеста автомобилистов, которая пройдет по городам России в середине сентября.

    Поделиться