07.09.2010 23:40
    Поделиться

    Смена проекта строительства автобана Москва-Петербург обойдется госказне в три миллиарда рублей

    Рекомендации по строительству первого платного участка дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, который сейчас проходит через подмосковный Химкинский лес, Общественная палата планирует принять 16 сентября.

    Как вчера пообещал журналистам ее представитель и глава Общественного совета минтранса Анатолий Кучерена, 18-19 сентября эти рекомендации будут представлены президенту. "Мы тянуть не будем", - сказал Кучерена.

    Напомним, общественные слушания по уже принятому проекту проводятся по решению президента Дмитрия Медведева. Он обратил внимание на строительство трассы из-за того, что ряд экологов активно выступили против вырубки деревьев в Химкинском лесу. Общественные слушания уже прошли в городе Химки. А вчера состоялись совместные слушания Общественного совета минтранса и Росавтодора. Представитель ФГУ "Дороги России" Андрей Журавлев сообщил, что на данный момент вырублено 60 гектаров леса из 95 необходимых под прокладку трассы.

    Однако до сих пор ведутся споры по варианту прокладки трассы. Всего рассматривалось девять вариантов, но после того, как были проведены обсуждения в различных структурах, в том числе в Москве и Московской области, осталось всего пять вариантов.

    По утверждению заместителя руководителя НИиПИ Генплана Москвы Аллы Меламед, был выбран оптимальный вариант прокладки трассы. Она напомнила, что еще в 1971 году именно в Химкинском лесу было зарезервировано место под строительство этой дороги. Власти Химок в течение многих лет не застраивали эту территорию, поэтому в 2004 году можно было приступить к проектированию трассы. Этот вариант позволяет обойтись малой кровью по сносу домов - "под нож" попадают всего два. Кучерена поинтересовался у проектировщицы, насколько вариант, который утвержден сейчас, дороже других вариантов, в том числе по прохождению трассы в районе Молжаниново. Меламед ответила, что последний вариант был бы дороже. В свою очередь, присутствующий на обсуждении лидер независимого экологического движения "Экооборона" Евгения Чирикова отметила, что в доступных ей документах вариант Молжаниново представляется более дешевым, чем выбранный. Андрей Журавлев пояснил, что в документах Росавтодора представлены цифры только по затратам на строительство всех вариантов. И там не учтены затраты на вывод коммуникаций и стоимость земель, которые необходимо выкупить. По варианту Молжаниново речь идет о сносе более 50 домовладений.

    Еще один из оппонентов строительства трассы - научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин предложил просто расширить существующую трассу, основываясь на том, что новая платная трасса упрется в МКАД и не будет иметь продолжения в столице. Алла Меламед объяснила, что будет очень сложно расширить Ленинградку до 16 полос. Фактически это утопия. Глава Росавтодора Анатолий Чабунин напомнил, что в Москве запланировано строительство продолжения этой платной трассы, но пока оно еще не начато.

    Присутствовал на мероприятии и представитель концессионера, который был выбран по конкурсу федеральными властями на строительство первой платной дороги, - заместитель генерального директора "Северо-западной концессионной компании" Венсан Кабанн. Он не стал отвечать на вопрос, сколько могут составить потери федеральных властей по неустойкам и каковы могут быть потери его компании, если не будет начато строительство. Однако Кабанн выразил надежду, что его компании будет предоставлена возможность начала строительства трассы до зимы. Как известно, подготовить территорию для прокладки трассы необходимо было уже в сентябре, чтобы в октябре начать строительство. Представитель концессионера сказал, что и французские инженеры осмотрели проект, оптимизировали его согласно европейским стандартам. Были проведены корректировки с учетом минимизации последствий для окружающей среды. И все изменения прошли государственную экспертизу в России. "У нас нет интереса удорожания строительства, поскольку мы сами 30 лет будем управлять дорогой, - сказал Венсан Кабанн. - Если честно, мы сами не подсчитывали цифры возможных штрафных санкций".

    В свою очередь Андрей Журавлев сказал, отвечая на вопрос Кучерены, что штрафные санкции при распаде консорциума и отмене проекта на данный момент оцениваются в 3-3,5 миллиарда рублей. Кроме того, придется еще 3-5 лет перепроектировать строительство трассы и готовить документацию. Он напомнил, что трасса с 15-го по 58-й километр должна уже была начать функционировать в 2013 году, а в 2012 году можно было бы по ней проехать до аэропорта Шереметьево.

    В дискуссии приняли участие не только экологи, строители, проектировщики, но и автомобилисты. Председатель Координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков сказал, что можно думать не только о деревьях, но и о людях. Так что дорогу строить надо. Со строительством этого платного участка улучшится экология, потому что уменьшатся выбросы выхлопных газов в районе Химок и уменьшится количество жертв автокатастроф на этом направлении. Его поддержал член генерального совета общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Сергей Фахретдинов. Он напомнил, что через шесть лет число автомобилей увеличится, а уже сейчас в пять раз выбросы выхлопных газов превышают все нормы в районе Химок, десятки людей опаздывают на рейсы. Кроме того, по его мнению, если отказаться от этого проекта, то Россия потеряет десятки миллиардов долларов и ни один иностранный инвестор не пойдет в Россию на строительство дорог.

    После более чем трехчасового обсуждения Кучерена собрал представителей Общественного совета Росавтодора и минтранса. Оказалось, что кворум есть только в совете Росавтодора, поэтому было проведено очное голосование этого общественного собрания, которое высказалось за строительство дороги через Химкинский лес. А Общественный совет минтранса проголосует в письменной форме до 16 сентября, пообещал журналистам Кучерена. Сам же он не стал высказывать свое личное мнение по этому вопросу, пригласив всех на обсуждение в Общественную палату.

    Поделиться