05.09.2010 23:30
    Поделиться

    Попытку участковых доставить нарушителя в опорный пункт суд расценил как покушение на его неприкосновенность

    Молодых милиционеров на Кубани осудили за стремление добросовестно работать

    Удивительные метаморфозы произошли с уголовным делом в отношении двух участковых милиционеров из кубанской станицы Батуринской. Следователь, который вел это дело, попался на взятке, "потерпевший" - на сбыте крупной партии наркотиков. А уголовное дело на самих милиционеров практически рассыпалось в суде.

    Об истории, как одному хулигану удалось подвести под статью двух милиционеров, мы уже писали (см. "РГ" "Участь участковых" от 17 июня 2009 года). Напомним, Родиона Рукавцова и Андрея Щербака буквально через пару недель после назначения на должность участковых милиционеров в станице Батуринской Брюховецкого района (парни даже не успели получить служебных удостоверений) обвинили в превышении полномочий.

    Им инкриминировали нарушение прав и свобод местного жителя Ивана Косьмина, пожаловавшегося на милиционеров районному прокурору. 20-летний Косьмин пришел к нему с загипсованной рукой и сообщил, что пострадал от милицейского произвола. Услышанная история настолько возмутила прокурора Олега Апанасевича, что тот сразу распорядился дать делу ход. Следователь Михаил Симонов возбудил его сразу по нескольким пунктам ч. 3 статьи 286 УК РФ, санкции которой предусматривают до 10 лет лишения свободы. На следующий день милиционеров вызвали в райцентр и взяли под стражу. И только через пару недель суд изменил им меру пресечения на подписку о невыезде.

    К этому времени выяснились любопытные подробности о личности "потерпевшего". Оказалось, 20-летний Косьмин до достижения совершеннолетия состоял на учете как неблагополучный подросток, потом привлекался к административной и даже уголовной ответственности. Не успели милиционеры на службу заступить, как им посыпались жалобы на распоясавшегося Ивана. Устное заявление станичного атамана Владимира Сиянко о том, что Косьмин, не имея водительского удостоверения, гоняет на автомобиле без номерных знаков и "едва детей не подавил", было зафиксировано в журнале учета обращений граждан.

    После этого участковые попытались получить объяснения от нарушителя, искали его дома, передавали матери, чтобы Иван явился в опорный пункт милиции, однако тот просто проигнорировал приглашение. Когда же милиционеры хотели доставить его в добровольно-принудительном порядке, вывернулся и сбежал от них. А затем явился через неделю к прокурору с забинтованной рукой и жалобой на самоуправство милиционеров.

    С того времени произошло много интересных событий. Во-первых, подтвердилась информация, что у Косьмина "привычный вывих правого плечевого сустава". Согласно заключению проведенной в Краснодаре комиссионной экспертизы, он "может возникать как от любого внешнего воздействия, так и при самостоятельном выполнении активных движений". Медицинские документы свидетельствуют, что Косьмин способен самостоятельно вправлять возникающий вывих.

    Станичники, которые горой встали на защиту своих участковых, считают, что после неудавшейся попытки доставить нарушителя в опорный пункт милиции кто-то посоветовал Косьмину не вправлять "привычный вывих", а свалить вину на милиционеров. В роли "советчика", говорят, выступал тот, кто привык промышлять на чужих полях и фермах. Ведь Родион с Андреем сразу дали понять, что мириться с этим не будут.

    Пока шли разбирательства, Рукавцова и Щербака отстранили от исполнения служебных обязанностей.

    - В Батуринской сейчас временный участковый, но мы надеемся, что ребята вернутся, - говорит заместитель начальника милиции общественной безопасности Брюховецкого района Геннадий Чумак. - После случившегося комиссия из главка проводила проверку и не нашла оснований даже для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Единственное нарушение заключается в том, что, зафиксировав в своем журнале заявление атамана, они не передали его в райотдел для учета. Это произошло из-за неопытности, ведь оба только приступили к службе и даже погоны не успели получить, не говоря уже об оружии и спецсредствах в виде наручников.

    Шитое белыми нитками дело в суде начало рассыпаться. В январе его вернули прокурору для устранения недостатков. Один из них просто вопиющий: обнаружились пустые бланки допроса свидетелей с их подписями. Как оказалось, после ареста Рукавцова и Щербака следователь Симонов прибыл в Батуринскую и предложил свидетелям расписаться на пустых бланках. Сложил их все в папку, которую потом... потерял.

    Следователь в итоге получил выговор, но дело до суда все же довел. Правда, в процессе его рассмотрения попался на взятке и сам превратился в подследственного. А Косьмина после одного из заседаний суда поджидали сотрудники наркоконтроля с наручниками: "потерпевшему от милицейского произвола" инкриминируется несколько эпизодов сбыта и хранения наркотиков.

    Совершенно очевидно, считают правоведы, что уголовное дело нужно было прекращать на стадии следствия, а не доводить его до суда, где от предъявленного обвинения по сути ничего не осталось. Участковым инкриминировалось применение насилия в отношении потерпевшего и спецсредств в виде наручников, но эта версия лопнула как мыльный пузырь. Суд переквалифицировал обвинение на ч. 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), вменив милиционерам в вину нарушение конституционных прав Косьмина на свободу и личную неприкосновенность.

    - Делая такой вывод, Брюховецкий суд фактически уравнял определение "ограничение свободы" и "доставление", сделав их равнозначными, - считает адвокат Николай Макашов. - Считаю это в корне неверным. Ведь Рукавцов и Щербак не задерживали Косьмина, а только пытались доставить его в опорный пункт милиции для выяснения всех обстоятельств совершенного им правонарушения, поскольку тот отказался явиться добровольно. В судебном заседании стороной защиты было доказано, что у участковых имелись все основания для составления протокола на Косьмина и привлечения его к административной ответственности. В чем же тогда состоит их вина?

    Гособвинитель просил назначить Рукавцову и Щербаку по три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Суд ограничился штрафом в 10 тысяч рублей. Но и это наказание явно вынесено "для галочки", лишь бы приговор был обвинительный.

    - Мы надеялись на оправдательный приговор, - говорит майор милиции Геннадий Чумак. - Рукавцов и Щербак ни в чем не виноваты. Будем добиваться полного оправдания.

    Поделиться