01.09.2010 23:46
    Поделиться

    Компьютер увеличит урожай Челябинской области в два раза

    Снизить зависимость сельского хозяйства от погодных аномалий позволит внедрение оросительных систем, в том числе нового поколения.

    Первым шагом к этому могло бы стать возрождение мелиорации и пришедшего на нынешний момент в упадок поливного земледелия. Однако в условиях истощения традиционных водных источников на Южном Урале некоторые сельхозпроизводители уже задумались о следующем этапе развития - внедрении новых технологий орошения, широко используемых за рубежом и в некоторых российских регионах, где засушливое лето является традиционной проблемой.

    Так, несколько хозяйств Челябинской области уже запустили пилотные проекты по использованию систем капельного полива, которые успели продемонстрировать значительный экономический и ресурсосберегающий эффект. Используемые системы позволяют подводить воду непосредственно к корням растений, тем самым резко уменьшая потери влаги, неизбежные при работе привычных дождевальных установок. Снижение до минимума испарения с поверхности почвы в несколько раз уменьшает расход воды и, соответственно, электроэнергии для ее подачи. Резко повышается всхожесть дорогостоящих семян. Управляет процессом компьютерная программа, в результате сводится к минимуму так называемый человеческий фактор и связанные с ним ошибки в управлении системой.

    Ближайшее к Челябинску поле, где работают системы капельного полива, представляет собой десять гектаров земли, засаженных луком - выгодной, но дорогой в возделывании и требовательной к влаге культурой. Вода из близлежащего водоема подается в две небольшие емкости, а оттуда маломощные насосы гонят ее в так называемые лайфлэды - гибкие рукава, проложенные по полю. К ним, в свою очередь, присоединяются непосредственно капельницы - шланги из мягкого пластика, которые укладываются в рядки непосредственно во время посева и закрываются землей. В каждом из них форсунки, через которые в почву подается влага. В тепличных хозяйствах (откуда, собственно, и была перенесена технология) капельницы работают по два-три года. В условиях открытого грунта это расходный материал - снять их неповрежденными в конце полевого сезона и сохранить до следующей весны практически невозможно.

    Поле поделено на восемь участков. Управляющий установкой компьютер "поит" их по очереди - каждый в течение полутора часов. Через каждую форсунку, а они следуют друг за другом с шагом в 30 сантиметров, за это время в почву выльется "капля" объемом 2,5 литра. При необходимости в воду можно добавить удобрения. Итого на поле за сутки приходится менее тысячи кубометров воды. По оценке главного агронома хозяйства Александра Гагарина, это в несколько раз меньше, чем при использовании дождевальных установок. При этом с гектара здесь рассчитывают снять не менее 60 тонн товарной продукции против 20-30 тонн на полях, возделываемых по традиционной технологии. К 2014 году площадь поливных участков в хозяйстве планируют увеличить со 100 до 250 гектаров, из которых "под капельницей" окажутся 60.

    В принципе ничто не мешает использовать подобный способ на различных грунтах и для самых разных культур - моркови, огурцов, кустарников, плодовых деревьев. Главное, правильно выбрать тип капельницы, который обеспечит равномерное увлажнение почвы на всем ее протяжении независимо от рельефа местности.

    Капельный полив затруднительно применять на обширных полях, но сложности компенсируются возможностью снимать значительно большие урожаи с компактных участков. Высвободившиеся же площади рачительный хозяин всегда найдет чем занять. Выгодна эта технология и при хронической для села нехватке рабочих рук: на гектар экспериментального поля достаточно одного-двух работников. Благо, функции их сводятся в основном к присмотру за тем, чтобы техника работала в штатном режиме, - все остальное, включая промывку фильтров, делается автоматически.

    Так за чем же, как говорится, дело стало? Широкому внедрению новой технологии на Южном Урале, помимо естественной крестьянской инертности, мешают два обстоятельства. Во-первых, технология весьма дорога - первичные вложения составляют порядка миллиона рублей на гектар. Да, оборудование окупает себя уже в первый год эксплуатации, а в дальнейшем расходы резко падают, сводясь к закупкам очередной партии капельных рукавов. Но далеко не каждое хозяйство сегодня готово к таким разовым инвестициям, тем более что заинтересованы в данном ноу-хау в большей степени те, кто понес максимальные финансовые потери от засухи.

    К тому же - и это обстоятельство едва ли не существеннее первого - на рынке сегодня имеется богатый ассортимент оборудования, но вот технологии его эффективной эксплуатации, увы, практически не представлены. А ведь они и представляют собой собственно ноу-хау. Потратить же миллионы наудачу вряд ли решится даже преуспевающее предприятие. В нашем случае руководство хозяйства примерялось к эксперименту в течение нескольких лет и - в том числе за границей, и даже сейчас каждый участок лукового поля представляет собой мини-эксперимент, в ходе которого опробуются различные режимы полива, подкормки.

    В массе своей южноуральские сельхозпроизводители к такому риску не готовы. Возможно, решением проблемы могла бы стать централизованная апробация и внедрение метода на региональном уровне. Например, в Волгоградской области, где засуха - привычное явление - капельный полив используется очень широко. Почему бы специалистам областного минсельхоза и челябинским ученым-аграрникам не изучить этот опыт и, уже с поправками на местные особенности, не довести его в качестве типовых рекомендаций до местных хозяйств?

    Справка "РГ"

    Сегодня на Южном Урале орошается порядка двух тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Несколько десятилетий назад это показатель достигал 93 тысяч гектаров. Тогда на юге области орошались даже поля, засеянные многолетними кормовыми культурами, что позволяло проводить по два покоса в год.

    Поделиться