01.09.2010 23:20
    Поделиться

    Ростовский ученый изучит динамку качества жизни среднего города России

    О чем думают и мечтают жители средних городов России?

    Самый молодой на юге страны профессор - заведующий кафедрой в Южном федеральном университете Андрей Рачипа (ученую степень доктора социологических наук ему присвоили в 29 лет) выиграл грант президента РФ на изучение динамики качества жизни и стратегий адаптации жителя среднего города России. Именно ему мы адресовали этот вопрос.

    Российская газета: Объектом своего исследования вы сделали город Таганрог. Почему?

    Андрей Рачипа: Добрая треть всего населения России живет в средних городах. Средний город - это город с населением от 250 до 500 тысяч человек, и Таганрог попадает здесь точно в серединку. При этом исторически сложившийся этнический состав города тоже как никакой другой подходит для статистики. Если, скажем, Новочеркасск - казачий город, то Таганрог в равной степени населяют различные диаспоры, представители которых живут по всей России. Так что Таганрог - средний по всем параметрам, и по нему можно проследить, как живет треть страны.

    РГ: А в чем, по-вашему, специфика среднего города?

    Рачипа: Особенностей на самом деле достаточно много. В частности, в крупном мегаполисе обязательно разделена частная жизнь и публичная. В селе, напротив, понятия частной жизни нет, здесь все жители, так или иначе, соприкасаются между собой. А вот средний город - это такое интересное образование, где, с одной стороны, присутствуют черты "большой" городской жизни, но нет резкого разделения на частную и публичную жизнь. Те, кто считает, что это плохо, едет в большой город. При этом в среднем городе вытеснение человека с места работы может означать вытеснение человека из города вообще. Поэтому в провинции люди более уживчивые, приветливые, умеют бесконфликтно вписаться в окружающую действительность. В большом городе люди живут иначе, потому что у них больше выбора и они могут позволить себе жить более конфликтно, смело. Кстати, исходя из этого, мы делаем вывод, что для кадровой политики центра лучше выходцы именно из среднего города: эти люди привыкли жить на виду у всех, но умеют жить в городе. Поэтому многие знаменитые сделавшие себя люди в основном из провинции.

    РГ: Получается, чем человек ярче, нестандартнее, тем труднее ему жить в глубинке?

    Рачипа: Яркость и индивидуальность - вторая сторона некой конфликтности. Мы, в научных кругах, не раз спорили, стал Чехов великим благодаря или вопреки городу Таганрогу, в котором он жил, но так и не пришли к окончательному выводу, эта дискуссия по-прежнему открыта.

    РГ: Но, наверное, не только розами усыпана жизнь в небольшом городе?

    Рачипа: Существуют и подводные камни - в виде риска узурпации власти. Для того чтобы этого избежать, в среднем городе требуется непрерывная рокировка управленческих кадров, особенно в правоохранительных структурах, не реже чем каждые пять лет. Небольшие города периодически нуждаются во "встряске" местных силовых структур, иначе складываются устойчивые коррупционные схемы, развивается клановость. Особенно это характерно для милиции среднего города, которая обустраивает жизнь в городе "по своим понятиям", а не по российским законам. За пределами города об этом мало кто узнает, потому что люди запуганы, боятся и терпят произвол. Отголоски этой ситуации - письма доведенных до крайности людей в верховную власть. При этом, в конечном счете, от происходящего серьезно страдает не только российский бюджет, но и национальная безопасность. У жителей городов складывается негативное представление о власти и государстве, прежде всего из наблюдений за местной милицией и чиновниками, которые порой просто "глумятся" на местном уровне над достаточно полезными, правильными инициативами федеральной власти, правительства, превращают эти инициативы в некую "кампанейщину". Тем самым дискредитируют образ центральной власти, озлобляют людей, мешают инвестициям в провинциальную Россию.

    РГ: Что же волнует жителей небольшого российского города?

    Рачипа: Ярче всего выражено беспокойство по поводу личной безопасности. Злоупотребления в правоохранительной системе вызвали кризис доверия к ней, и это настраивает население против российской власти в целом. Главная рекомендация в такой ситуации - сделать так, чтобы сотрудники милиции и другие чиновники вынуждены были исполнять закон так же, как и остальные граждане, подавали пример законопослушания, доброжелательности и порядочности. Также для горожан очень важно, чтобы не росли тарифы ЖКХ, достойно и эффективно финансировалось дорожное строительство, здравоохранение и образование. Причем качеством образования сегодня в Таганроге, как правило, больше довольных, чем недовольных. А в здравоохранении людей сегодня раздражает не столько мздоимство, а необустроенность, низкий уровень комфорта для пациента в лечебных учреждениях. Интересно при этом, что развитием сферы досуга в городе люди очень даже довольны. Здесь вряд ли стоит кардинально что-либо менять.

    РГ: В своей будущей работе вы будете искать ответ на вопрос, насколько молодых людей устраивает то, как они обеспечены, питаются, одеваются, отдыхают, могут реализовать себя в профессии, получить необходимое образование. А можете ли ответить, счастливы ли они?

    Рачипа: Счастье - это больше субъективная категория, и жителей провинциальной России назвать людьми несчастными нельзя. При этом по результатам опроса получается, что молодежь счастливее, чем старшее поколение.

    РГ: Наверное, это верно по определению - в молодости вообще больше счастья. А если сравнить молодежь романтичных 60-х или уверенную в будущем молодежь 70-х - и нынешнюю?

    Рачипа: Проблема в том, что раньше столь масштабных, как сегодня, социологических опросов не проводилось, и прежде всего, по техническим причинам. Так что сравнивать практически не с чем.

    РГ: А чего хочет современный житель среднего города России?

    Рачипа: Притязания у него не очень высокие. Он хочет жить не хуже большинства семей в городе. С Западной Европой уровень своей жизни мало кто сравнивает. Потребность в деньгах он выражает в пределах от 15 до 45 тысяч рублей в месяц. Цифру сто тысяч назвали очень малое количество горожан. В провинции больше ценят возможность спокойно жить и работать за зарплату. Те, кто жаждет бурных впечатлений, перебираются в мегаполисы, столичные города. Раздражает людей, прежде всего, не размер заработной платы, а нестабильность в ее получении.

    Вместе с тем в провинции сегодня тоже большой уровень расслоения, слишком большая дистанция между обеспеченностью и необеспеченностью. А это тоже посыл к социальной напряженности. Еще мы наблюдаем отсутствие социального уважения к богатым. Большинство опрошенных не считают богатство заслуженным, а "городских богатеев" не считают достойными и порядочными людьми, тем более что это в основном бывшие милиционеры или их близкие друзья еще с ельцинского периода.

    Следует отметить, что философское спокойствие к золотому тельцу объясняется умением жителя небольшого города достаточно умело организовать свою жизнь. Ему не нужна работа, стопроцентно занимающая все его время. Он, что интересно, хочет и умеет отдыхать. Именно в провинции вы найдете людей с самыми необычными увлечениями.

    РГ: Каковы практические результаты ваших исследований? Правительство, можно сказать, дает вам немалые средства, чтобы вы продолжали работу, значит, ему, правительству, это зачем-то нужно?

    Рачипа: Полученные в результате исследований материалы позволят выйти на реальные, научно обоснованные рекомендации по осуществлению точечных управленческих решений. Например, будет установлено, какие сферы должны стать приоритетными для бюджетной поддержки, работа каких городских служб причиняет дискомфорт людям и нуждается в реформировании.

    Поделиться