30.08.2010 23:00
    Поделиться

    СРО смогут создавать "черные списки" недобросовестных строителей в России

    Практика ведения "черных списков" недобросовестных строителей существует в России давно. Подобные перечни ведутся, например, в Воронежской области, Екатеринбурге, Республике Беларусь и других регионах. Правда, до недавних пор инициаторами создания таких списков выступали правительственные и различные общественные организации, экологи. Сегодня эту роль могут взять на себя профильные саморегулируемые организации. Вопрос лишь в критериях оценки.

    Основным критерием внесения строительной компании в "черный список" является наличие факта серьезного нарушения качества строительных работ либо грубое нарушение правил безопасности строительства. Поступление от заказчиков - граждан, общественных организаций, государственных органов - жалоб в СРО на строительную компанию - повод для начала проверки "проштрафившегося" члена. В случае выявления фактов, подтверждающих недобросовестность компании-подрядчика, выносится соответствующее решение, вплоть до исключения компании из членов СРО.

    СРО стремятся "очищать" строительный рынок от недобросовестных компаний. И они вполне могут использовать такую санкцию, как лишение строительной фирмы членства в саморегулируемой организации. В данном случае речь идет скорее о репутационном давлении на компанию. То есть у попавшей в "черный список" фирмы, лишенной членства в СРО, непременно возникнут проблемы с заказчиками. К примеру, городские власти или власти районов при проведении тендеров на строительные работы обязательно будут учитывать этот факт, и шансов у компании на нормальную работу останется немного. Таким образом, организация, уличенная в недобросовестной деятельности, будет нести и финансовые потери.

    Минус данной инициативы в том, что никто не мешает руководителю компании, к которой применены были санкции, ликвидировать ее и начать бизнес заново. Все основывается на конкретной личности. А сбору информации о таких личностях противостоит закон о защите персональных данных, который не дает права на тщательные проверки.

    Также можно наткнуться и на санкции антимонопольных организаций. Ведь на рынке существуют строительные компании, занимающиеся уникальными видами работ, и таких компаний немного. Для них занесение в список конкурента является неоспоримым преимуществом, которое несет в том числе и финансовую выгоду. Поэтому сообщество СРО должно внимательно отслеживать ситуации с включением компаний в "черные списки" их конкурентами.

    Кроме того, эта тема является щекотливой не только для саморегулируемых организаций, но и для прочих органов, поскольку, подав жалобу на ненадлежащее качество работ, можно нарваться на иск о защите деловой репутации со стороны строительной компании.

    Что касается конечного потребителя рынка строительных услуг, то практика ведения списков недобросовестных организаций создает информационную защищенность. Имея доступ к подобного рода материалам, он будет точно знать, с какими организациями саморегулируемое сообщество сотрудничать не рекомендует. Таким образом, у потребителя появится право на выбор.

    По нашей информации, в Московском регионе "черные списки" строительных компаний ведутся, но только для госзаказа и непосредственно органами власти. Дело в том, что в Москве есть большое количество компаний, которые работают по государственному заказу, и, соответственно, главными инвесторами здесь являются правительство и муниципалитет. Поэтому они заинтересованы в проверке репутации компаний-подрядчиков непосредственно. Координационный совет саморегулируемых организаций в данном случае выполняет лишь роль собирателя информации для власти.

    О перспективах инициативы петербургских СРО по созданию "черных списков" говорить пока слишком рано. Институт саморегулирования живет всего год, плановые проверки членов аппаратами саморегулируемых организаций начались недавно. Пользоваться более ранними "наработками" правительственных структур, общественных организаций нельзя - они устарели, так как рынок сильно обновился после перехода на саморегулирование: многие компании вообще исчезли, кто-то переименовался, появились новые строительные субъекты. Так что на данном этапе "черные списки" только начинают создаваться, и это - экспериментальное мероприятие.

    Кирилл Шалин, президент НП СРО "Центррегион"

    Поделиться