Новый режим промышленной сборки иномарок в России не повлияет на цену автомобилей

Новый режим промышленной сборки иномарок в России не повлияет на цену автомобилей, считает директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. По крайней мере, в ближайшие два-три года. Ставка рефинансирования Центробанка тоже пока расти не будет, уверяют эксперты. Все определит осень, когда станет ясно, на какой уровень может выйти годовая инфляция.

Регионы попали в рейтинг

На этой неделе каждый российский регион мог сравнить свою работу с результатами, которых добились его соседи. Минрегион опубликовал доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

За основу взяты показатели прошлого года по экономическому росту, доходам населения, здравоохранению, образованию, ЖКХ и жилищному строительству. Практически во всех отраслях обнаружено неэффективное расходование средств. В госуправлении, здравоохранении, образовании и ЖКХ они составили 415 миллиардов рублей. Это на 3 процента больше, чем в 2008 году. Правда, некоторые регионы все-таки сумели значительно сократить долю неэффективных расходов. Положительная тенденция наблюдается в  Омской, Ивановской, Воронежской, Ярославской, Кемеровской областях и в Пермском крае.

Лидером неразумных затрат стала сфера образования, на долю которой пришлось 34 процента неэффективных расходов. Выяснилось, например, что в некоторых регионах на одного учителя приходится слишком много работников, не связанных с преподаванием. Это бухгалтеры, хозяйственный персонал, администраторы. 20 процентов неэффективных расходов обнаружено в госуправлении, здравоохранении и ЖКХ. Минрегион подчеркивает, что все это происходило на фоне низкого темпа реформ в социальных отраслях.

По мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, главная проблема регионов - отсутствие инвестиций. А происходит это потому, что не решены тяжелейшие институциональные проблемы: защита прав собственности, защита от рейдерства, защита от коррупции и так далее. Когда Россия была на нефтяной игле, инвестор закрывал глаза на эти риски. Но сейчас такое не пройдет, предупреждает эксперт. Что касается экономического роста, то, по мнению Зубаревич, основной вклад в динамику российской промышленности вносит состояние мирового рынка сырьевых ресурсов, который формирует спрос на наши основные товары экспорта.

Прокомментировать для "РГ" результаты исследования, проведенного минрегионом, согласился советник Института современного развития Никита Масленников.

РГ : Какие из критериев, взятых за основу при исследовании, на ваш взгляд, самые проблемные для  российских регионов?

Масленников : Если смотреть по реальному состоянию дел, то здесь наибольшие проблемы составляют доходы населения, ЖКХ и жилищное строительство. Также я бы еще добавил состояние региональных финансов. По нему лучше всего оценивать динамику эффективности деятельности региональной власти. Если у вас несбалансированный бюджет и большой долг, то естественно, это сразу подрезает крылья.

РГ : На 3 процента больше, чем в 2008 году, обнаружено неэффективно используемых финансовых ресурсов. Насколько критична эта цифра?

Масленников : С формальной точки зрения, три процента прироста вроде бы выглядят некритично. Но в абсолютных цифрах - это уже более 12 миллиардов рублей. Волнует то, что сложился постоянный уровень неэффективности финансовых ресурсов. В 2008 году доля неэффективных расходов консолидированного бюджета субъектов Федерации была 6,4 процента, а в 2009 - 6,6 процента. То есть идет тенденция к росту.

РГ : Больше всего их обнаружено в образовании, здравоохранении и ЖКХ. С чем это связано?

Масленников : ЖКХ -  традиционно нереформированная отрасль. В здравоохранении это связано, прежде всего, с не вполне рациональной политикой закупок лекарственных средств. В образовании, на мой взгляд, ситуация становится лучше. В 2009 году правительство уже на 6 процентов снизило неэффективность образования. Но здесь нужно учесть проблему строительства новых учебных учреждений.

РГ : По динамике эффективности деятельности региональной власти в первую пятерку вошли Омская, Воронежская области, Пермский край, Ярославская, Кемеровская области. По результатам семи месяцев этого года можно предположить, что они удерживают первенство?

Масленников : Трудно сказать. Очень серьезный фактор - засуха. Поэтому динамика будет достаточно сильно смазана. Необходимо подождать еще несколько месяцев, тогда картина прояснится.

РГ : Трем лидерам - Пермскому краю, Ярославской и Кемеровской областям -  в заслугу поставили рост доли муниципальных образований, предоставляющих льготы населению в денежной форме. С 0-6 процентов до 65-100 процентов. О чем говорит эта тенденция?

Масленников : На самом деле, это доказательство того, что там сумели отстроить систему передачи денег из регионального бюджета на муниципальный уровень в соответствии с действующим законодательством. Тут действуют нормальные льготы, на которые вправе рассчитывать любой человек. А это означает, что система бюджетирования в субъекте Федерации выстроена достаточно эффективно, потому что муниципальные образования имеют реальные финансовые ресурсы.

РГ : В аутсайдерах по динамике эффективности - Петербург, Ямало-Ненецкий АО, Иркутская область, Республика Саха (Якутия), Архангельская и Курганская области. С чем это связано?

Масленников : Здесь есть одна хитрость, которую нужно понимать. Речь идет именно о динамике, поскольку лидеры определяются темпами прироста показателей. Но это не значит, что они у них наилучшие. Скажем, по абсолютным значениям эффективности деятельности региональных властей сложилась уже такая группа лидеров, которая идет в отрыве. Это Московская, Тюменская, Калининградская, Белгородская, Ростовская области, Москва, Санкт-Петербург, Чувашия, Татарстан. Но поскольку у них не работает эффект "низкой" базы, то естественно по динамике и приросту показателей они в лидеры не выходят. В том числе, Петербург или Ямало-Ненецкий АО, у которых мало что изменилось. Но при этом они по-прежнему достаточно эффективны. Что касается Республики Саха, то здесь многое меняется в лучшую сторону, но пока еще нельзя сказать, что это лидер по абсолютным показателям.

РГ : Как вы оцениваете развитие региональных  экономик в этом году с учетом аномальной жары и засухи?

Масленников : Оцениваю тяжело, потому что пострадала примерно треть регионов. А это удар по сельскому хозяйству, по многим отраслям промышленности, по строительству, когда многие объекты были заморожены.

И сегодня очевидно, что потеря получается больше одного процента ВВП. Ущерб можно оценить примерно в 30 миллиардов долларов. Так что последствия достаточно серьезные. И если некоторые из них можно будет устранить достаточно быстро, то ущерб, нанесенный природе, придется компенсировать в течение многих лет. Это потребует и новых расходов. Мы вступили в некий этап, когда неустойчивость климата будет только возрастать.

РГ : На ваш взгляд, какая самая главная задача стоит сегодня перед региональными властями?

Масленников : Ключ решения многих проблем - повышение эффективности бюджетных расходов. Потому что без этого нельзя воспользоваться теми законодательными возможностями, которые сегодня есть для развития бизнеса.

Возвращение налога

Минфин серьезно взялся за налог на добавленную стоимость. И намерен расширить список его плательщиков.

Сейчас предприятия, ставя на баланс новое оборудование, получают налоговый вычет по НДС. Минфин хочет подкорректировать эту практику. И лишить льготы те компании, которые досрочно списывают новое оборудование. Исключение будет сделано только для стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Против этой идеи выступает минэкономразвития, опасаясь, что новые правила для НДС могут затормозить модернизацию производств. Ведь она в том и заключается, чтобы вовремя заменить морально устаревшее, но еще не отработавшее свой срок оборудование, на более совершенное. Предприниматели просто не будут его списывать, чтобы не выплачивать налог.

Налоговую коллизию "РГ" обсудила с генеральным директором Экономико-правовой школы ФБК, доктором экономических наук Сергеем Пятенко.

Пятенко: Это вообще похоже на стандартные функциональные конфликты между ведомостями. И в какой-то степени правы оба, так как смотрят на ситуацию со своей колокольни. Но в данной ситуации мои симпатии всегда на стороне тех, кто говорит о снижении налогов. Налогообложение в России и так запредельное, поэтому любое его увеличение априори неправильно. Искать новые доходы для бюджета нужно в сокращении числа чиновников и уменьшении их дохода.

РГ : Какие еще стимулы можно ввести, в том числе и налоговые, чтобы заинтересовать бизнес в активной модернизации?

Пятенко : Все способы, в принципе, известны. Например, ускоренная амортизация оборудования. В мире это применяется. Здесь не нужно изобретать велосипед, а посмотреть, как это делается за рубежом. И потом уже полученный опыт аккуратно переносить в Россию.

Но я бы добавил еще одно. Для того, чтобы интеллектуальному бизнесу стало жить легче, необходимо отменить повышение единого социального налога. У нас, как известно, замена ЕСН на страховые выплаты в реальности означает увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. А это главная статья расходов любого предприятия.

РГ : Почему наш бизнес достаточно прохладно относится к модернизации своих производств?

Пятенко : Тут нужно сказать, что политика кнута и пряника не должна заключаться в заталкивании пряника в рот кнутом. Этот метод неэффективен. Бизнес лучше относится к модернизации своих предприятий, когда видит стабильность правил игры и понимает, что может работать на долгую перспективу.

Но для этого необходимо работать над созданием соответствующей атмосферы. Нужно четко провозгласить, что бизнесмен - не "дойная корова". Люди, занимающиеся частным предпринимательством, являются солью земли русской. Тогда бизнес с большей охотой будет заниматься модернизацией своих предприятий. Ведь что такое модернизация? Надо вложить деньги сейчас, чтобы получить доход потом. А для этого нужно быть уверенным в будущем. Поэтому бизнес нужно холить и лелеять, а не заниматься бесконечным повышением налогообложения предпринимателей. Бизнес с большей охотой начнет вкладывать в модернизацию, когда будет понимать, что он нужен стране и обществу. Но не как объект доения, а для продвижения страны вперед.

Промсборка по-новому

Новый режим промышленной сборки легковых автомобилей для иностранных компаний, которые работают в России, может быть принят уже в середине сентября.

Об этом рассказал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов. Если такое произойдет, то 60 процентов добавленной стоимости автомобиля должно будет "производиться" в России. Сейчас предложения минпромторга находятся на согласовании в минэкономразвития.

Нынешний режим промсборки подразумевает 30-процентную локализацию. Она рассчитывается как соотношение таможенной стоимости импортных авточастей к отпускной цене автомобиля. Кроме того, автокомпания 8 лет сможет беспошлинно ввозить в Россию запчасти. Напомним, что режим промышленной сборки стал регулироваться постановлением правительства с 2005 года.

Как отразятся новые правила на российском автомобильном рынке, "РГ" рассказал директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Целиков: Во-первых, в сентябре новый режим еще не заработает, только будут обнародованы какие-то документы. А вступят они в силу с того момента, когда у предприятий, которые работают по нынешним правилам, будут подходить сроки. С ними заключали соглашения на 7-8 лет. У каждого предприятия есть определенный срок, когда эти льготы заканчиваются. Так что никого резко не заставят перезаключать договоры.

РГ : Если иностранные производители не пойдут на новые условия и им придется полностью платить пошлину, они могут свернуть производство?

Целиков : Производители, действительно, должны будут перезаключить контракты на новых условиях или оплачивать пошлину в полном объеме. А свернут они производство или нет, зависит уже от самих хозяев. Может, кому-то будет выгоднее закрыть завод, чем работать на новых условиях.

РГ : Новые правила повлияют на цену автомобиля?

Целиков : Через 2-3 года у многих будут заканчиваться старые договоры. Кто-то вообще еще не начал сборку, например Нyundai. У него еще восемь лет впереди. Так что говорить сейчас о цене рано. Через несколько лет рынок может еще сто раз измениться. Но в ближайшее время цены из-за новых условий промсборки корректироваться не будут.

РГ : Режим промсборки оправдал надежды, которые на него возлагали?

Целиков : Были подписаны договоры с 16 зарубежными компаниями. Предполагалось, что уже в 2010 году с конвейеров сойдет чуть более одного миллиона машин. Через пять лет после запуска своих предприятий иностранцы были обязаны довести долю произведенных в России комплектующих до 30 процентов. В обмен на это им разрешено ввозить детали для конвейера по льготным ставкам таможенных пошлин.

Были надежды, что следом за производителями авто к нам придут 300-400 зарубежных производителей комплектующих. Но реально за три года интерес проявили не более 40. И при этом ни один из них не выпускает технически сложную продукцию. Проект новых правил промсборки пока не обнародован. Но могу сказать, что сам подход очень верный. Так как тот режим, который был ранее, не способствовал развитию рынка автокомпонентов в России. Там были маленькие объемы, на каждую модель выпускалось ограниченное число запчастей. 

Равнение на инфляцию

Эксперты советуют центральным банкам начать повышать процентные ставки. Их нынешний размер, говорят они, мешает восстановлению экономик. И провоцирует появление новых финансовых "пузырей" на рынках, поскольку стимулирует приток инвестиций в рискованные активы.

Бывший главный экономист Международного валютного фонда Рагурам Раджан, предсказавший кредитный кризис 2005 года, уже посоветовал Федеральной резервной системе США постепенно увеличить процентную ставку на два пункта. И некоторые страны уже прислушались к мнению экспертов. Банк Канады, например, дважды в этом году повышал ключевую процентную ставку. Сегодня она составляет 0,75 процента. До первого повышения в июне ставка находилась на рекордно низком уровне - 0,25 процента.

В России, как известно, Центробанк ставку рефинансирования пока только снижает. С июня 2010 года она установлена на уровне 7,75 процента годовых. Прислушается ли Россия к советам мировых экономистов?

Компетентно

Павел Медведев, член Комитета Госдумы по финансовому рынку:

- Думаю, ответ на этот вопрос мы узнаем несколько позже, когда поймем, какой будет уровень инфляции. Пока же, на мой взгляд, Центральный банк России не предпримет никаких мер. Да и торопиться, мне кажется, с этим пока не стоит.

Если мы все-таки придем к тому, что процентные ставки придется повышать, то тут все будет зависеть от того, насколько поднимется инфляция из-за засухи и неурожая. Скорее всего, она подскочит на 2-3 процента относительно наших предположений. А они были радужные. Я сначала думал, что мы уложимся в 6 процентов. Но теперь надеюсь, что инфляция не вырастет больше 8 процентов. При таком сценарии ставка рефинансирования увеличится примерно на 2 процента.