25.08.2010 23:35
    Поделиться

    Студенты татарстанских ВУЗов теряют интерес к учебе

    Не секрет, что первый заработок студентов редко связан с будущей специальностью, их "университеты" - кафе и рестораны, стройки и рекламные агентства.

    Аппетитная вакансия

    К таковым относится и стажер "РГ", которая вот уже два года совмещает учебу в вузе на специалиста по связям с общественностью с работой официанта.

    Вообще общепит - самая популярная сфера подработки у студентов. Здесь тебе и первый опыт общения с людьми, и карьерный рост. К тому же кормят их бесплатно, что особенно радует иногородних. Впрочем, главный плюс профессии - ежедневный доход.

    Его размер напрямую связан как с опытом сотрудника, так и с уровнем заведения. Среди официантов ходят слухи о фантастических чаевых по 25, а то и по 50 тысяч рублей. Лично я с такими суммами не сталкивалась. А вот получить 5-7 тысяч рублей от одного посетителя вполне реально. Таким образом, за 15 рабочих дней официант со стажем в хорошем казанском ресторане может заработать от 20 тысяч рублей. В заведениях классом пониже на чай в среднем оставляют пятьсот рублей в день. К слову, средняя ежемесячная стипендия - 1000 рублей.

    Неудивительно, что некоторые студенты в процессе подработки, что называется, входят во вкус, и учеба отступает на второй план. Они теряют интерес к будущей специальности, а "временная" профессия становится делом жизни. Мой знакомый с дипломом программиста успешно трудится поваром в известном казанском ресторане. А начинал на первом курсе заготовщиком. Теперь он и не помышляет об информационных технологиях. Да и зачем идти в сферу, где такая высокая конкуренция, когда в общепите карьера уже построена, а работа приносит столько удовольствия?

    Не плюй в тарелку

    Понятно, что успешность официанта напрямую зависит от его коммуникабельности. Но прежде чем молодой застенчивый студент научится свободно общаться с незнакомыми людьми, пройдет время. Многие считают эту работу недостойной и даже унизительной. Однако, если ты хочешь добиться финансовой независимости, придется бороться с комплексами. За два года работы в общепите я не раз сталкивалась с недоброжелательным и пренебрежительным отношением клиентов. Может показаться, что подобный снобизм присущ сильным мира сего, но на самом деле это миф. Чиновники и депутаты, министры и крупные бизнесмены, как правило, очень приветливы и вежливы. Это и понятно - поддержание имиджа. Многие любят пообщаться, как говорится, узнать, чем живет народ. А иные VIP-гости не прочь рассказать о себе, похвастаться дорогими покупками, поделиться успехами. Бывает и так, что официанты невольно узнают о каких-то секретах закулисной политической жизни. И дело не в излишней болтливости посетителей. Они просто не обращают внимания на обслуживающий персонал, относятся к нему как к "мебели". А потому говорят в их присутствии о своих делах без всякого стеснения.

    Очень просты в общении и обслуживании известные спортсмены. Некоторые из них чуть ли не сами готовы убрать за собой со стола. А вот золотая молодежь, к коей относятся дети тех самых вежливых чиновников, о своем имидже, равно как и о репутации родителей, не особо печется. Ведут они себя вальяжно, часто хамят.

    Официантам же приходится терпеть. Волю эмоциям они могут дать только на кухне. Кто-то здесь плачет, кто-то кричит и ругает клиента "за глаза". А вот в еду досадившим посетителям, вопреки расхожей байке, никто не плюет. Это уже из ряда вон. Каким бы раздраженным ни был работник общепита, он понимает, что когда-нибудь может оказаться на месте клиента.

    Кстати, среди официантов тоже встречаются снобы и любители поиздеваться над гостями. Мне известен один "гарсон", который, как только видит клиента попроще, сразу принимает высокомерный вид. Он заведомо предлагает ему самые изысканные и дорогие блюда, которые тот не сможет заказать. Разумеется, человек приходит в смущение, чувствует себя неуютно. Мой знакомый таким образом самоутверждается, что не делает ему чести.

    Иголка для клиента

    А вообще официант - работник универсальный. Он умеет все, а если и нет, то обязательно научится в процессе. Во время посиделок "гарсоны" рассказывают друг другу сотни историй о самых необычных просьбах гостей. Тут тебе и рубашку погладить, и с чадом понянчиться, и домой отвезти, и пятно на брюках вывести. В моей практике самой необычной просьбой было зашить девушке платье. Бедняжка порвала его в пикантном месте, между тем через полчаса должны были подойти гости. В итоге я зашивала дырку под любопытными взглядами посетителей, что меня от души веселило. Официант должен с пониманием относиться к форс-мажорным обстоятельствам.

    Сложна эта работа не только психологически, но и физически. Постоянно вынуждены находиться на ногах, и, как следствие, - у двадцатилетних девушек начинается варикоз! Страдают от этого и парни. Один мой коллега из-за сильных болей в ногах даже угодил в больницу. Еще один минус профессии - после работы пропадает всякое желание общаться, даже с друзьями и близкими. Хочется побыть дома в одиночестве и тишине. И уж, конечно, не тянет ни в какие бары и рестораны, хотя бы и в роли посетителя. Все-таки трудно отдыхать в заведении, которое ты воспринимаешь как место работы.

    Правила этикета для официанта

    1. Если среди гостей есть женщины, им следует помочь занять места за столиком, придвинуть кресла. Меню в первую очередь предлагается старшей из них. Если они попросят посоветовать, какое блюдо лучше выбрать, официант обязан тотчас же с готовностью прийти им на помощь, стараясь учесть вкусы посетителя.

    2. Недопустимы советы, высказанные с видимым безразличием, когда официант, разговаривая с посетителем, рассеянно смотрит в зал.

    3. Прежде чем порекомендовать то или иное блюдо, ему следует попытаться представить, какие виды блюд может предпочесть посетитель - с учетом его возраста, настроения, времени года и т. д.

    4. Если гость не изъявит желания, чтобы ему помогли, официанту рекомендуется терпеливо ждать. При этом он никогда не должен упускать из вида свой участок, своевременно подавая уже заказанные блюда и закуски на другие столики.

    5. Если гость спросит у официанта: "Что у вас сегодня вкусного?", никогда не следует отвечать: "У нас все вкусно".

    6. Рекомендуя посетителю то или иное блюдо, официант должен со знанием дела рассказать о его вкусовых качествах и особенностях приготовления. Например, уместно сказать: "Закажите отбивные котлеты: их жарят на масле, к ним разнообразный гарнир из овощей, соус ароматный и вкусный". Следует также уточнить, сколько времени потребуется для исполнения заказа.

    7. Заказ на вина должен быть принят сразу же после заказа блюд, чтобы иметь возможность охладить вино или довести его до комнатной температуры (по желанию посетителя). Официанту необходимо знать не только ассортимент вин, но и их качество, особенности и, в частности, умело рекомендовать те или иные вина в сочетании с заказанными блюдами.

    Республиканский центр студенческих трудовых отрядов

    Казань, ул. Тукая, 58, офис 312, тел. (843) 231-82-25

    Поделиться