24.08.2010 23:40
    Поделиться

    Минтранс предлагает ужесточить наказание для нарушителей "воздушных правил"

    Общая сумма штрафов после инспекторских проверок авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний в этом году составила чуть более 400 тысяч рублей. В то же время штраф на автодорогах за перегруз только одного грузовика обходится нарушителю до 500 тысяч рублей. В Минтрансе считают, что на всех видах транспорта штрафы должны быть высокими и соответствовать рынку.

    Министерство, несмотря на уменьшение числа авиакатастроф, обеспокоено тем, что количество происшествий и инцидентов в небе по сравнению с прошлым годом увеличилось. Об этом вчера сообщил замминистра транспорта Николай Лямов на коллегии Ространснадзора, посвященной повышению эффективности надзора в гражданской авиации.

    Лямов считает необходимым пересмотреть структуру штрафов в гражданской авиации, чтобы у владельцев самолетов и аэропортов было больше ответственности. Он посчитал, что с нарушителей "воздушных правил" в среднем взимают 500 рублей. Такие суммы являются смехотворными, считает Лямов. По его мнению, надо ввести практику по аналогии с Евросоюзом, где нет градации штрафа, например, от 500 до 1,5 тысячи рублей. Там за определенные нарушения существует жесткий тариф. Исключение пункта "от и до" может не только дисциплинировать эксплуатантов, но и снизить коррупционную составляющую, сказал Лямов. Он сожалел, что сейчас штрафы нельзя назначать прямым действием, а только через суд. И от нарушения до наказания может пройти не один месяц.

    Однако штрафы - только часть проблемы. Замминистра транспорта Валерий Окулов говорил о необходимости повысить ответственность владельцев за эксплуатацию незарегистрированных воздушных судов. Попробуйте выехать на дорогу в таком автомобиле, расплата наступит "на первом километре". А не поставленные на учет самолеты, особенно на малых высотах, можно эксплуатировать практически безнаказанно.

    От самолетов перешли к аэропортам. Окулов предупредил, что бюджеты 2011-2013 годов будут напряженными, и не приходится рассчитывать на серьезное увеличение финансирования казенных предприятий, в которые входят малые аэродромы. Так что без особой необходимости не стоит закупать дорогое оборудование. Можно воспользоваться и ручным металлоискателем при малом потоке пассажиров.

    Необходимо разобраться и с расценками на охрану аэропортов. По словам Лямова, сейчас обсуждается, чтобы они перешли в ведение Федеральной службы по тарифам. По закону охраной аэропортов могут заниматься подразделения МВД. Они фактически монополисты в этом деле. Поэтому и тарифы должны определяться ФСТ, пояснил Лямов. Сейчас же за охрану одинаковых по периметру и количеству КПП в одном аэропорту могут установить сумму в два раза большую, чем в другом. Также необходимо пересмотреть обязательность большого числа КПП. "Почему в аэропорту не два КПП, а 16? И в чьих интересах они работают?" - задался вопросом замминистра. Как раз эти нормативы по числу КПП планируется прописать в порядке охраны аэропортов, которые разрабатываются сейчас в минтрансе.

    Немаловажную роль в обеспечении безопасности должна сыграть Единая система, которая объединит все федеральные округа и позволит не только мониторить ситуацию, но и, в случае необходимости, создавать штабы экстренного реагирования. На первом этапе уже в этом и в следующих годах на московском транспортном узле создадут систему, которая в режиме реального времени будет анализировать соблюдение законодательства в области транспортной безопасности на всех объектах, которые к ней подключат. По итогам пилотного проекта будет выработан перечень требований к Единой информационной системе транспортной авиационной безопасности, и уже в 2013 году она должна заработать в полном объеме.

    Пока же минтранс намерен повысить требования к экипажам авиакомпаний. Как пояснил журналистам Валерий Окулов, во время недавнего московского смога, когда аэропорты работали на пределе видимости 350 метров, ряд самолетов отправлялись на запасные аэродромы. Минтранс собирается ввести дополнительные требования для экипажей, чтобы у всех был допуск третьей категории и они могли садиться в туман и смог. И авиакомпании, ориентируясь на метеопрогнозы, должны будут так комплектовать свои экипажи, чтобы не было отложенных рейсов и посадок на запасные аэродромы.

    Справка "РГ"

    По сравнению с прошлым годом общее число авиационных происшествий в России выросло на 45 процентов, авиационных инцидентов - на 51 процент, серьезных авиационных инцидентов - на 37 процентов. Количество катастроф сократилось на 30 процентов, а число погибших - на 50 процентов.

    Поделиться