18.08.2010 23:20
    Поделиться

    В Воронежский области энтузиастки разглядели настоящие сокровища

    Энтузиастки возвращают памятные места из забвения

    Провинция невзрачна лишь для тех, кто не умеет всматриваться. В Семилукском районе, где нет "намоленных" туристами мест, сестры Елена Дубыкина и Наталья Сунцова разглядели настоящие сокровища.

    Километры чудес

    "От села Семилуки мы свернули в Терновое. Выбирайте маршрут: тут старинные церкви Богоявления треугольником стоят, там усадьба Лосевых-Нечаевых-Сомовых. Чернышова гора - ландшафтный памятник, его брат поэта Веневитинова исследовал. Можем в имение Алмазова заглянуть - столичный аристократ, хирург и скрипач, принял учение Толстого, к нему сам Лев Николаевич приезжал. Ну, Студеновку, поселение эпохи бронзы, не будем смотреть… Или в Землянск? От крепости, через Малую Покровку, где гостил директор Малого театра князь Сумбатов-Южин, и усадьбу Потапова, где бывали Лермонтов и Никитин, - к руинам Знаменского монастыря? Или - к многослойному семилукскому городищу, а оттуда к купели и роднику, который освящал Сергий Радонежский? В Семилуках интересна усадьба Башкирцева, зятя поэта Алексея Кольцова. А хотите - овраг в селе Ендовище покажу, там нашли скелет палеозавра, который теперь в питерском музее зоологии?"

    Наталья Николаевна готова провести, кажется, любую экскурсию.

    Археология? Пожалуйста. "Здесь от половцев каменные бабы остались - одна стоит у областного краеведческого музея…"

    Архитектура? - "Церковь в Терновом - в стиле барокко с элементами древнерусского зодчества. Купол "на парусах", колокольня, заметьте, не отдельная…"

    История православия? - "Когда Дмитрий Иоаннович шел на Батыя, местные монахи передали ему икону Богоматери, она хранится в Москве…"

    Природа? - "Река Ведуга иногда течет в противоположную сторону от Дона, в который впадает. Ботаник Козо-Полянский назвал ее долину "сниженными Альпами"…"

    Судьбы местных дворян? "Петр Лосев отдал участок под монастырь в Воронеже, братья Нечаевы 30 лет содержали училище для бедных мальчиков. Один оставил городу 30 тысяч золотых, чтобы проценты шли бедным невестам".

    Топаем по дну оврага, как по оси времени: мимо обработанных камней эпохи неолита, под рассказ об иноках, из-за которых это место именовали Чернецким яром. Выходим к заросшему холмику. Барский погреб. "Там крюки для туш в потолке, увидели?" - кричит снаружи Сунцова и вздыхает: не каждый турист спустится.

    По пути в Богоявленку потчует легендой: был в Семилуках монастырь, обвалился, и, возможно, его насельники перебрались сюда. Иначе зачем такое великолепие: ограда с башенками, каменная лестница в верхний храм, пучки колонн. Через узкий лаз карабкаемся на крышу ("И постарше меня забирались! С больными ногами!"). Говорят, купол изразцовый был - ну не чудо?

    С миру по рушнику

    Елена куклы и игрушки мягкие делает, Наталья - то ковер сошьет, то распишет что-нибудь. Стали на фестивали ездить.

    "Гляжу, все в костюмах, а мы с Еленой Геннадьевной Матвеевой, "мамой" воронежской матрешки, - нет. Оказалось, одна понева 30 тысяч стоит! Пошли по людям. Одна соседка поневу дала (лежала под кроватью, чтобы матрас не испортился!), другая - кусочек тулупа, третья - шаль клетчатую, как на картине Венецианова. За два года столько вещей старинных набралось!" - объясняет Наталья Николаевна.

    Экспонаты их музея "Русская изба" разложены под навесом: туес, скобель, цеп, самовар, коромысла и детали ткацкого стана, кустарные гвозди и молотки. Уцелели в чьем-то дворе деревянные сани и ступы, на чердаках - спрятанное от немцев лоскутное одеяло и кофта-"плюшка", в комнатах - неизвестно откуда взявшееся кресло из лозы и даже "саквояж есаула Власьева". Старые Евангелия, образки и оклады, спрятанные крестьянками в годы иконоборчества. Диванная лавка с подзорами. На изукрашенном переднике кусочек ткани пришит - значит, рисунок не свой, а переснятый.

    Главное в их собрании - вышитые рушники с кружевами. "Ни один узор не повторяется! Петухи, древо жизни, есть вышитые вазоны - с этикеток мыла 1920-х годов. Под двести штук этих полотенец, некуда девать", - огорчаются сестры.

    На музей все деньги тратят - две пенсии, квартиру сдают, куклы продают на выставках.

    "Хорошие тетки, приезжайте!"

    Гостям рады. Швейцарцы на двухэтажном автобусе прикатили - усадьбы и церкви им смотреть неинтересно, природу подавай. Поляки, наоборот, храмами интересовались - красивее, мол, нереставрированные, с проваленными куполами и искрошенным кирпичом.

    "Школьники бегают по холмам, на камни лезут, фотографируются. Я волнуюсь - экскурсию надо вести. А учительница успокаивает: им и этого хватит, - вспоминает Наталья Николаевна. - Дети спрашивают, как сюда доехать, чтобы родителей привезти. Пока никто не собрался…"

    Недавно студенты-дизайнеры из Ельца прибыли по "наводке" гостиницы - костюмы и узоры зарисовывать. В книге отзывов - привет от членов воронежского клуба геокешеров. "Мы потом прочли на их сайте: "Хорошие тетки, приезжайте, чаем напоят!", - смеется Сунцова.

    Год назад из университета прислали китайца-аспиранта Чана.

    - Расспрашивал, как живем, как хозяйство ведем. Соседи его за шпиона держали, - рассказывает Наталья Николаевна. - Пойдем по гостям, у всех самогонка на столе. Сильно он не пил, но наши вливали, вливали в него.

    Елена Николаевна добавляет:

    - Ему понравились куклы-мартинички, захотел сам научиться их делать. Весь вечер нитки на картон наматывал!

    Профессия - энтузиаст

    Вообще-то они не местные. Родились в Ленинграде, где только ни жили.

    - Мы обе по первому образованию технари, я еще на медсестру выучилась, а Наташа на экскурсовода. Она работала наладчиком электронных машин - на Севере, в Тобольске, на Байконуре, была художником-оформителем, даже церкви расписывала, - Елена Николаевна все время сбивается на разговоры о сестре. - Много лет состоим в воронежском обществе художников-любителей "Весна" как прикладники. Самоучки.

    Из походов по любимым окрестностям она приносит фотографии (камни-глаза на склоне, в пейзаже или облаке - лица) и коряги:

    - Я нарочно не отделываю - кто хочет, тот увидит. Корова, лебедь, Лариска-крыска, этот на волка тянет…

    По двору носится восторженный Тишка - Наталья с мужем разводили кавказских овчарок, побеждали на выставках. "А потом все коммерциализировалось и мы бросили это дело, стариков-чемпионов докармливаем".

    Прошлое вспоминается скороговоркой. На хуторе Чудовка Наталья лет десять, Елена - четыре года:

    - Всегда вместе. Устанем друг от друга - расходимся по домам. Я обидчивая, Наташа легкая. Пока переживаю, она уж и забыла, что ляпнула. Мы родились в один день одного месяца с разницей в четыре года, можем разговаривать без слов.

    Бегают по склонам своих "сниженных Альп", как девочки. Возраст не скрывают - обеим за шестьдесят.

    Пробираемся от церкви к церкви на старенькой "Ниве". "Сами-то пешком ходим, недалеко все, - уверяет Наталья Николаевна. - Зимой дороги - не проедешь, магазина нет, автолавка бывает на другом конце села… В Чудовке человек тридцать зимует". Елена Николаевна добавляет: "На выставки в Воронеж приезжаем, а возвращаться туда не хотим. Мы уже не участвуем в его жизни".

    Кукольный бизнес

    Изучили новую родину по книгам и газетам: район напичкан памятниками! С 2008 года Наталья Николаевна взялась за экскурсии - сертифицировала целый маршрут. 148 километров.

    - "Проехали 50 метров по асфальтовой дороге, остановились на площадке из щебня, по глиняной лесенке прошли 10 метров. Постояли в пяти метрах от обрыва и прошли 10 метров назад" - думала, одурею, пока опишу! - восклицает Сунцова. - Эксперты оценивают безопасность маршрута, и ко многим местам я не вправе подвозить людей - нет асфальта, ограждений и ступенек, проселки от снега не чистят.

    Первые туры были бесплатными, потом появилось ИП Сунцова - иначе нельзя работать с группами школьников - и соответствующие расходы:

    - С этого года мне в Пенсионный приходится платить вместо 500 рублей в месяц - тысячу. Плюс подоходный - шесть процентов с экскурсии. Для окупаемости надо брать не меньше 20 человек, по 100 рублей с носа. Звонит школа семилукская. По сотне, говорю, включая автобус. "Нереально". Ну как так?.. В музеях и за меньшие, чем у нас, экспозиции вдвое больше берут… Люди, видимо, не привыкли так тратиться на что-то, кроме еды. У меня договор о намерениях с детским лагерем, но там "на культуру" - 7,5 рубля на человека.

    Председатель облдумы, узнав о ее тяготах, обещал заехать, "подумать". На том дело и кончилось: "Это он электорат компоновал перед выборами". Благодаря жене губернатора помогли ИП Сунцовой с заявкой на грант: до 300 тысяч рублей можно получить. Условия льготные обеспечили, бизнес-план составили. А в нем… Весь год, кроме зимы, по четыре экскурсии в месяц проводи и две тысячи с каждой зарабатывай, на 32 тысячи в месяц кукол продавай ("это и мастерская не всякая потянет!"). Про музей ни слова. И она отказалась.

    Главное сейчас - коллекцию где-то разместить. Районные власти предлагали включить ее в фонды музея в Семилуках. Насовсем отдать "Избу", не водить самим по ней экскурсии? Ну уж нет. Есть вариант - перевезти часть вещей в старую усадьбу, чтобы давать мастер-классы по ремеслам и изготовлению тех же кукол. Но здание полуаварийное, сторожа нет. Как и денег на ремонт.

    …Сестры шагают по Чернышовой горе, рассуждая: "Ботанику бы подучить, чтоб редкие растения тут показывать…"

    Поделиться