16.08.2010 15:30
    Поделиться

    В селе Криуша Рязанской области стихийный пожар уничтожил школу

    В селе Криуша появится новая школа

    В Криуше сгорела одна из двух в России школ, которые не смогли уберечься от стихийных пожаров.

    Где встретят новый учебный год школьники и учителя сгоревшей Криушинской школы? Как они готовятся к 1 сентября? Три-четыре месяца - такие сроки установил премьер-министр для строительства зданий в пострадавших районах.

    - Вторую неделю как на войне, - вздыхает директор Тамара Серебрякова.

    В этом году она собиралась отпраздновать двойной юбилей: 45 лет педагогического стажа и 25 лет директорства в Криушинской школе. Природа преподнесла ей поистине жуткий подарок.

    Вместе с внуком Женей - первокурсником Рязанского педагогического университета - Тамара Андреевна встретила меня на окраине Криуши, затянутой дымом. В селе сгорело 54 дома, в том числе школа и почта. Более 100 человек остались без крыши над головой.

    - Старожилы говорят: такого не было. Мы едем на машине, и от увиденного меня начинает трясти мелкой дрожью. Обгоревшие столбы, страшные черные печные трубы там, где когда-то стояли дома, раскиданная обуглившаяся утварь, газовые плиты, холодильники...

    - Я и сама тут 36 лет, - продолжает Тамара Андреевна. - Да, горели несколько домов в 72-м году, но чтоб так... Тут церковь новую строили, уже 15 венцов было. Все дотла. У дочки дом сгорел, а к моему огонь не добрался метров на пять. Теперь все у меня живем.

    Подъезжаем к школе. К тому, что от нее осталось, - к пепелищу. Вокруг еще дымится пролесок, земля под ногами тоже дышит жаром так, что мои видавшие виды кроссовки, кажется, вот-вот расплавятся.

    Не задаю вопросов. Тамара Андреевна говорит сама, много и горько.

    - И ведь никто не думал, что огонь доберется до нас. Все началось километра за полтора. Когда огонь подошел к больнице, именно туда приехали пожарные расчеты. Отстояли. А когда опомнились и прибежали сюда - было уже поздно. Пять зданий было школьных - большое основное и четыре подсобных, мастерская, туалеты вот тут недалеко… Основное здание было буквой "П" - деревянное…

    Я осматриваюсь. Вот высятся три печные трубы, вот обугленная коробка котельной, одиноко смотрит со стадиона опаленное огнем баскетбольное кольцо. Повсюду - пепел. Черно-серо-желтый апокалипсис. И посреди него - как будто раскрашенные рукой первоклашки в яркие цвета - зеленая лесенка и несколько голубых шин, приспособленных для ограждения детской площадки. Стихия непредсказуема.

    - Где встретите 1 сентября? - пытаюсь отвлечь Тамару Андреевну.

    - Нам отдали первый этаж конторы Криушинского лесничества, один класс будет обучаться в нашем детском саду, там есть помещение для начальной школы. Так что какая-никакая, а крыша будет. А в следующем году, надеемся, будет новая школа. Место уже определили - прямо за памятником героям, павшим в Великой Oтечественной.

    Сгорела школа - сгорело и все, что было в ней: книги, карты, компьютеры (их в школе на 65 учеников было 11 штук).

    - Всем этим обеспечат - заботится местное правительство и районное управление образования, - говорит Тамара Андреевна. - Детишкам выдадут одежду, ранцы, тетрадки. Списки мы уже отправили в Рязанское министерство образования. Уже намечена даже поставка мебели - обещают два новых класс-комплекта. Единственно, о чем все забываю попросить, - это палатки. Наша школа работает по программе эколого-эстетического развития, есть предметы "Лесоводство" и "Основы театрально искусства". Мы по весне обычно ходили в походы... А теперь остались без палаток....

    Мы тихо бродим по школьным останкам. Слышно, как падают в лесу деревья, - корни не выдерживают подземного жара. Раздаются голоса пожарных, добровольцев и строителей - в селе уже стоит фундамент одного дома. По словам Тамары Андреевны, строительные бригады здесь работают около недели. Среди таких тревожно-напряженных звуков вдруг - беспечный звон велосипедного звонка. Это шестиклассники Петя и Юра: понимают, что вроде нужно грустить по школе, но мальчишеское любопытство так и тянет их полазить по развалинам.

    - Я уже третий раз сюда приезжаю. Жалко школу, - мы "сняли" Юру буквально со школьной стены, перепачканного сажей, и теперь он немного смущается. - Тут хорошо было, мы на переменах за грибами ходили, а иногда даже ловили ящериц.

    Больше всего Юра любит ИЗО и ОБЖ. Подкидываю ему идею нарисовать эскиз новой школы. Обещает подумать. Сегодня у местной ребятни - последний день перед отъездом. Управление образования отправляет детей в подмосковный лагерь - восстановиться от стресса, отдохнуть и подготовиться и физически, и морально к новому учебному году, который начнется в необычных условиях.

    Идем в местный клуб, где сейчас расположился пункт экстренной помощи. Идем по той самой сгоревшей улице - улице Есенина, огонь выжег ее буквально за 45 минут.

    - Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло, будет у вас теперь совсем новая школа с теплыми туалетами, - аккуратно говорю я.

    - Может, и правда, - откликается Тамара Андреевна. - Может, построят быстро и качественно. Мы, честно говоря, о новой школе уже давно мечтаем. Уж и проект был, но все что-то не удавалось… Но здесь так много было сделано, у нас был прекрасный музей, всем селом собирали, открыли его в год 60-летия Победы…

    По словам директора, все погорельцы в Криуше уже получили обещанные государством 10 и 200 тысяч рублей. А местное правительство пообещало кроме школьников-погорельцев, поддержать и студентов. В Криуше их пятеро, трое учатся в вузах, двое - в колледжах. Тех, кто учился на платной основе, обещают перевести на бесплатное отделение.

    Еще одно счастье, которому помогла эта жуткая беда, - в селе наконец-то появится водопровод. Своими глазами мы с Тамарой Андреевной видели, как прокладывают трубы.

    В клубе суматоха. Привезли коробки с посудой, надо разбирать. В актовом зале - ворохи одежды, постельного белья, полотенец. Помощь привозят постоянно.

    "Тамара Андреевна, супчику не хотите?" - это местные активистки Люда и Надюша. Они здесь на дежурстве, кормят добровольцев и местных супом, макаронами и компотом. Угощают и меня: "Где вы еще такого полевого супчика поедите, с дымком?". Оптимизм и юмор - как последнее средство спасения.

    - Мы теперь мастера определять, куда ветер дует, - говорят "девчонки". - От этого наша жизнь зависит. У каждого во дворе - туалетная бумага на палочке висит. Чуть в нашу сторону колыхнется - вскакиваем. Ждем, что дальше, уже наготове бежать, если вдруг огонь… Мы очень устали…

    Благодарю за суп и ухожу фотографировать ребят, разгружающих коробки с "гуманитаркой". Через окно слышу:

    - Тамара Андреевна, а дев¬чонки-то наши, Вика и Анжела, фотографировались у школы, а там на пепелище во-от такая трава зеленая выросла, прямо сквозь пепел пробилась!

    Поделиться