Знаменитая "Бутырка" вновь попала в нехорошую историю: группа арестантов устроила в камере изолятора своего рода наркотическую вечеринку, в результате чего один заключенный умер от передозировки. Остальные прошли по краешку жизни и смерти.
Как сообщил "РГ" представитель управления Федеральной службы исполнения наказаний по Москве Сергей Цыганков, пять заключенных в очень тяжелом состоянии были обнаружены накануне вечером в одной из психиатрической больницы СИЗО №2, в простонародье известной, как "Бутырка". Примерно в пол-восьмого вечера дежурный врач-психиатр делал обход камер и наткнулся на арестантов в бесчувственном состоянии. Предварительный диагноз, который поставили бессознательным телам, звучал так: отравление неясной этиологии. Врачи тюремной больницы приняли максимальные меры, чтобы спасти жизни арестантам. "В 19:55 мск на место прибыла резервная группа и дежурный врач начал проводить реанимационные мероприятия, в результате четверо заключенных пришли в сознание, одного спасти так и не удалось. И в 20:05 мск дежурный врач констатировал его смерть, - рассказал Сергей Цыганков. - Летальный исход грозил и остальным четверым, и лишь благодаря умелым и грамотным действиям медперсонала их удалось спасти".
Четверо пострадавших - 23-летний Арсен Мхитарян, 23-летний Учкум Батыров, 33-летний Виктор Брухов и 30-летний Габриэл Чумбуридзе - доставлены в НИИ имени Склифосовского. А скончался, как сообщают в тюрменом ведомстве, 35-летний Роман Тупиков. Камера, в которой арестанты решили развлечься, расчитана на восемь человек. Ровно столько людей в ней и сидело. Однако трое сидельцев то ли правильно расчитали дозу, то ли остались в стороне от всеобщего веселья. Подробности вечеринки пока не разглашаются. Зато уже есть версия, откуда взялся дурман в тюрьме. "Как установлено в ходе предварительной проверки, накануне одному из отравившихся поступила вещевая передача от его жены, в которой ухищренным способом в шве банного полотенца было спрятано неизвестное порошкообразное вещество, которое заключенные употребили, вдыхая через нос, - сообщил Сергей Цыганков. - По предварительным данным, это был сильнодействующий наркотик".
Кстати, как рассказывают сотрудники тюремного ведомства, основная масса запрещенных предметов, идущих в казенныек дома, изымается у родственников - в передачах, посылках, бандеролях, а также во время краткосрочных и длительных свиданий. "Чаще всего родственники пытаются передать своим близким в колонии и следственные изоляторы средства связи: мобильные телефоны, сим-карты и зарядные устройства, - рассказал "РГ" один из экспертов, долгое время проработавший в тюремной системе. - Все дело в том, что, передавая такие вещи, родственники практически ничем не рискуют. На основании статьи 19.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за пронос на территорию колонии средств связи выносится административный штраф в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей. Мало кого это пугает. Зато за попытку передать наркотики человеку, ввязавшемуся в это дело, грозит статья Уголовного кодекса. А это уже гораздо серьезней. Поэтому наркотики передают реже, чем телефоны. Но в большинстве выявленных случаев зелье несли в тюрьмы именно родственники заключенных. Больше просто некому".
Похоже, и безымянную жену одного из арестантов уголовная ответственность не испугала. Она, заботливо собирая мужу посылку с зубной щеткой, банными полотенцами, тапками и носками, припрятала в шов одного из полотенец наркотик. Впрочем, ее вину еще нужно доказать. Теоретически может оказаться, что женщина ни при чем, а наркотики подложил кто-то посторонний, когда она, например, отвернулась.
По данным Сергея Цыганкова, за семь месяцев этого года в следственных изоляторах Москвы изъято 81,5 грамма наркотических веществ, что в два раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Основная доля изъятого приходится на СИЗО № 2 "Бутырку" и СИЗО № 4. Тюремщики утверждают, что на этапе доставки удается изъять более 70 процентов наркотиков. Простые вычисления показывают, что, если верить этой статистике, около 35 грамм зелья в столичные тюрьмы все-таки попало. Много это или мало, вопрос к прокурорам. В данном случае арестантам хватило, как говорится, выше крыши. Поэтому сотрудникам "Бутырки", просмотревшем запретный подарок, придется отвечать перед законом.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, по факту отравления пяти заключенных в "Бутырке" возбуждено дело о халатности и незаконном обороте наркотиков. "С учетом того, что в действиях сотрудников ФБУ "ИЗ-77/2" (Бутырка) усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей "Халатность", а в действиях лиц, передавших наркотики - статьей "Незаконный оборот наркотиков", по данным фактам возбуждено уголовное дело", - сообщил представитель столичного Следственного управления СКП РФ Сергей Марченко. По его словам, состав средства, от которого произошло отравление, определяют эксперты. По предварительным данным, это были опиаты. А уголовные дела возбуждены в отношении неустановленных лиц. То есть, конкретных подозреваемых пока нет. Или о них не сообщается.
Кстати, в последние годы над "Бутыркой" словно витает дух неприятностей. Уже не будем напоминать про побег в сентябре 2001 года трех осужденных к пожизненному лишению свободы. Дело давнее, но громкое. Арестанты просто продолбили пол в камере и через подземные коммуникации вышли на волю. После этого много говорилось о том, что изолятор старый, все гниет, и удивительно, что такого побега не случилось раньше. Хотя охрана, конечно, тоже проявила разгильдяйство. В итоге начальник СИЗО был уволен, а в "Бутырке" прошел капитальный ремонт. Теперь там все новое, и администрации время от времени устраивает экскурсии для журналистов, чтобы показать "бутырские" аппартаменты еврокласса. С тех пор в изоляторе сменилось много начальников. Но в конце прошлого года тюрьма вновь прогремела на всю страну, когда в ней довели до смерти юриста Сергея Магнитского. Выяснилось, что даже после хорошого ремонта тюрьма может оставаться мрачным казематом. Важен не только евроремонт, но и человеческий фактор. А в январе в изоляторе на самодельной веревке повесился обвиняемый по делу об убийстве прокурора Саратовской области.
После этого прокуратура провела большую проверку в "Бутырке" и сообщила о массовых нарушениях. Причем претензии были не только к внешнему виду (кое-где в камерах и тюремных коридорах было неприятно), но и к режиму. "Профилактическая работа по предупреждению правонарушений организована плохо и не достигает должного эффекта, - сообщала тогда Генпрокуратура. - Сотрудники следственного изолятора не осуществляют надлежащий надзор за поведением заключенных под стражу лиц".
Правда, тому есть и какие-то объективные причины: в учреждении не хватает сотрудников оперативно-режимных служб. На маленькую зарплату люди идут служить неохотно. "В связи с этим контролерский состав СИЗО-2 вынужден нести службу на совмещенных режимных постах, что не позволяет обеспечить надлежащий надзор за поведением заключенных", - говорят представители надзорного ведомства. В итоге можно сказать, что прокуроры, как в воду глядели: из "Бутырки" опять пришли ужасные новости.