30.07.2010 15:22
    Поделиться

    Минэкономразвития: Инфляция в 2010 году составит 6-7 процентов годовых

    Опаленная инфляция

    Эксперты сначала осторожно, а теперь уже во весь голос прогнозируют рост цен на продовольствие, который подтолкнет засуха. Однако минэкономразвития не спешит менять свои прогнозы.

    Как сообщил на этой неделе замминистра экономического развития Андрей Клепач, ориентир министерства остается прежним - рост цен в июле составит 0,4 процента, а за весь год 6-7 процентов. Мало того, предполагает Клепач, в августе-сентябре ожидается дефляция. Но случится она или нет, будет зависеть не столько от зерна, пояснил замминистра, сколько от ситуации с овощами.

    Что касается зерна, то в стране есть существенные запасы, хотя засуха все-таки скажется на доходах сельского хозяйства. По словам Клепача, раньше официальный прогноз сбора зерна в этом году составлял 80-85 миллионов тонн, а сейчас ожидается ниже 80 миллионов тонн. У экспертов другое мнение. Они считают, что зерна в России соберут 70-75 миллионов тонн или даже меньше, если засуха в ближайшие дни не отступит. Вчера стало известно, что на утро пятницы уже намолотили 33 миллиона тонн зерна, что на 2,5 миллиона тонн больше, чем год назад. Правда, прирост дала ранняя жатва в центральных регионах и в Поволжье, поскольку из-за засухи нельзя было больше оставлять зерно на корню.

    Движение инфляции для "РГ" спрогнозировал финансовый аналитик Сергей Суверов.

    РГ: Прогноз минэкономразвития по инфляции на этот год - 6-7 процентов. Ранее  было 6,5-7,5 процента. Есть резервы добиться еще меньшей инфляции?

    Суверов: Я думаю, будет определенное давление в сторону более высокой инфляции, что связано с последними событиями. Например, с ростом цен на зерно. Это, конечно, не будет особо значительно, но, тем не менее, из-за засухи вырастут цены и на плодоовощную продукцию. Второй фактор - это экономическое оживление, которое наблюдается в стране, что тоже приводит к некоторому росту инфляции. Но резкого ускорения не будет.

    РГ: Прогноз на 2011 год министерство понизило до 5-6 процентов, ранее было -  6-7 процентов. Нынешняя засуха может внести коррективы?

    Суверов: Ситуацию в 2011 году сейчас сложно прогнозировать. Но думаю, что каких-то оснований для повышения инфляции пока нет. Раньше в России она была высокой, потому что практически не существовало конкуренции, из-за чего цены необоснованно повышались. Но сейчас ситуация изменилась. Федеральная антимонопольная служба следит за ценовой политикой.

    Чтобы в наших условиях инфляция ускорилась, нужен рост доходов населения.  Так же должна быть какая-то монетарная инфляция, что связано со слишком большим ростом денежной массы. Есть еще монопольной аспект инфляции. Но пока я не вижу здесь каких-то серьезных изменений

    РГ: Прогнозы минэкономразвития (первоначальные и скорректированные) различаются на 0,5-1 процент. Что означает для экономики эти отвоеванные у инфляции проценты. Они делают погоду?

    Суверов: Для страны, если инфляция станет меньше, это хороший знак. Так как она традиционно считается налогом на бедных. И от нее страдают больше всего малоимущие и пенсионеры. Поэтому для них это очень заметный фактор. Что касается самой экономики, то снижение инфляции говорит о том, что, скорее всего, не повысятся, допустим, процентные ставки Центробанка. И банковские кредиты будут относительно дешевыми.

    РГ: Какое снижение инфляции было бы для нашей экономики стимулом к развитию?

    Суверов: Если инфляция ниже 5 процентов, это говорит о стабильной экономике.

    Вино потеснит водку

    Сегодня начался очередной раунд российско-молдавских консультаций по "винному вопросу". Как стало известно накануне, представители Молдавии намерены передать главе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека России Геннадию Онищенко официальные документы о мерах, принятых для ужесточения контроля качества вин, экспортируемых в нашу страну.

    Вчера некоторые СМИ также сообщили, что Россия может запретить ввоз молдавских вин в Россию. От сегодняшней встречи, видимо, и будет зависеть окончательное решение. Пока же известно только то, что Роспотребнадзор признал недоброкачественным почти миллион литров винодельческой продукции из Молдавии. И очередная высылка вина может стать последней. Главный санитарный врач Геннадий Онищенко дал экспортерам две недели на решение проблемы.

    Впрочем, большой трагедии для российского рынка вина не случится. Ниша Молдавии на нем, по некоторым оценкам, всего 2-7 процента. А львиную долю рынка, 70 процентов, занимает отечественная продукция. Виноградарство - одна их главных агрономических отраслей на юге России. До 60 процентов "винной ягоды" выращивают на Кубани.

    Какова сейчас ситуация на рынке вина и как на нее может повлиять засуха, "РГ" рассказал президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

    Попович: Объемы продаж стабильны. А если соединить игристое и тихое вино, то общий объем по итогам первого полугодия даже увеличится примерно на 8-9 процентов. Это говорит о том, что в целом российская отрасль виноделия чувствует себя достаточно неплохо, оправилось от кризиса и начала увеличивать темпы роста. Сейчас на российском рынке отечественного вина 70 процентов, а в будущем объем может увеличиться на 2-3 процента. Так что все более или менее нормально.

    Но как на любом рынке есть и свои проблемы. Достаточно большое количество российского и импортного напитка фальсифицировано. Это вино, в которое на каком-то этапе добавили воду и за счет этого удешевили его. Подобная ситуация ломает ценовую политику и создает определенные сложности нормальным компаниям, делающим хорошую продукцию из качественного винограда.

    Так же зимой из-за сильных морозов часть виноградников, 20-30 процентов,  пострадала. Тем не менее, мы ожидаем урожай на уровне прошлого года. Может быть, немного ниже - на 10-15 процентов.

    РГ: Засуха, наверное, тоже внесет свои коррективы?

    Попович: Засуха на российский рынок вина никак не повлияет, потому что виноград - растение многолетнее. И корни его уходят на большую глубину. Так что отсюда мы особых проблем не ждем.

    РГ: То есть дефицита виноматериала в следующем году не будет?

    Попович: К сожалению, он уже существует. И создан искусственно теми, кто разбавляет вино водой. Но, с другой стороны, в мире переизбыток вина. Так что в 2011 году недостатка его точно не будет. Наши главные поставщики - европейские страны. Это, в первую очередь, Франция, а так же Испания, Италия и Болгария.

    РГ: Мы тоже занимаемся экспортом?

    Попович: В небольших количествах. И то это делается, скорее всего, для имиджа. Поэтому говорить о каком-то объеме несерьезно. Это даже коммерцией назвать нельзя. Да и нет особого спроса. Так как вина в мире, как я уже говорил, переизбыток. Европейские страны даже платят фермерам деньги, чтобы те рубили виноградники. А мы наоборот. Просим субсидии у государства для того, чтобы наши производители сажали виноградники. Так что глобальным экспортом нам заниматься пока не имеет смысла.

    РГ: А как поведут себя цены? Особенно, если учесть увеличение акциза на алкоголь?

    Попович: Резких скачков цен на вино ждать не стоит. У нас они, как правило, меняются по внутренним причинам. Если не произойдет каких-то резких законодательных изменений, то, думаю, все будет идти в штатном режиме, без потрясений.

    РГ: Почему в России привезенное вино стоит в 5-6 раз дороже, чем в Европе?

    Попович: Основная причина - человеческая алчность. Есть, конечно, объективные обстоятельства - пошлина, НДС и другие затраты, которые  практически удваивают стоимость вина. А все остальное, повторюсь, алчность. Импортные вина не так быстро продаются, поэтому бизнесмены оставляют их на длительное хранение на складах. Это заморозка денег. А их ни у кого своих нет, поэтому берут кредиты. Так что это обычные рыночные игры.

    РГ: Может ли в будущем вино заменить крепкие спиртные напитки?

    Попович: Конечно. Надо наращивать производство своего вина. И оно должно помочь людям отказаться от употребления водки. Пиво в этом плане показало свою несостоятельность. Раньше хотели вытеснить водку с помощью пенного напитка. Но практика показала, что это невозможно. А вино совсем другое дело. Человек, который его пьет, начинает по-другому относиться к алкоголю.

    РГ: У нас есть резервы, чтобы увеличить производство вина?

    Попович: Если мы посмотрим на все винопроизводящие страны, то там собственного напитка потребляется 90-95 процентов. И лишь 5-10 процентов составляет экзотика. Россия тоже является винодельческой страной. У нас достаточно земли, на которой мы можем вырастить столько винограда, сколько необходимо, чтобы  полностью удовлетворить потребности нашей страны. Сегодня в России около 70 тысяч гектаров виноградников. Но чтобы мы полностью обеспечивали себя своим вином, нужна воля государства. Одно время говорили, что у нас нет качественного вина. Сейчас таких скептиков практически не осталось. Россия научилась делать хорошие вина. Возьмем, например, Дагестан. Там виноделию уже пять тысяч лет. А во Франции - всего три тысячи лет. Конечно, мы немного отстали от современных технологий, но сейчас догоняем.

    Грузовой утиль

    Государственная программа льготной утилизации грузовых автомобилей будет запущена в России не ранее 2011 года. Об этом сообщил директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов.

    "Во-первых, необходимо проанализировать все параметры новой программы, - пояснил чиновник. - Например, четко понимать, что происходит с парком, каким будет спрос. Во-вторых, мы отдаем себе отчет в том, что программа, эффективно работающая для физических лиц, необязательно будет так же работать для юридических лиц". Напомним, что  вначале июля Минэкономразвития РФ поддержало идею запустить программу утилизации грузовых автомобилей и предложило выделять на нее 2-3 миллиарда рублей в год. Ранее президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Москвичев предложил утилизировать грузовики и автобусы старше 15-20 лет. И компенсировать их владельцам 100-150 тысяч рублей при покупке новых. Сейчас уже обсуждается возможный размер премий при утилизации грузовых автомобилей от 60 до 350 тысяч рублей в зависимости от типа транспортного средства.

    О перспективах новой программы корреспондент "РГ" беседует с заместителем директора аналитического агентства "Автостат" Сергеем Удаловым.

    РГ: Минпромторг планирует запустить программу льготной утилизации для грузовых авто, автобусов и сельхозтехники. Не слишком ли это будет большая нагрузка на бюджет? Во что обойдется программа, по вашим расчетам.

    Удалов: Мы пока ее не просчитывали, поэтому какие-то конкретные цифры назвать не могу. Но если смотреть даже по программе легковых автомобилей, то каждый рубль, вложенный в нее, принес полтора рубля дохода в бюджет. Так что грузовая программа тоже нацелена на подобный результат. Одно можно сказать точно, что сумма премиальных будет значительно больше, чем у легковых автомобилей.

    РГ: Если бы вы выбирали приоритеты новой "утильной программы", что бы поставили на первое место - грузовики или автобусы?

    Удалов: Что касается автобусов, то значительная часть нагрузки придется на муниципальные предприятия. А грузовики будут приобретать гораздо больше организаций. И чтобы программа работала эффективнее, было бы задействовано как можно больше средств, на первое место я поставил бы грузовые автомобили.  

    РГ: А какие условия вы заложили бы по возрасту машин?

    Удалов: На мой взгляд, оптимальный возраст для утилизации грузовиков 10-15 лет. При этом условии бюджет может получить больше прибыли. Сейчас в России грузовых автомобилей старше 10 лет примерно 63 процента. А от 5 до 10 лет всего 20 процентов. Автобусов старше 10 лет - 46 процентов и от 5 до 10 лет - 28 процентов.

    РГ: Не лучше было бы ввести льготное кредитование на приобретение грузовиков, автобусов и комбайнов? Все они стоят дорого, и бизнесу все равно надо где-то еще искать средства.

    Удалов: Если предприятие надежное и кредитоспособное, то банки с удовольствием дадут ему деньги на покупку новых грузовиков. А если еще будут какие-то гарантии по программе утилизации со стороны государства, то, думаю, никаких проблем с кредитами не возникнет.

    РГ: Когда новая программа утилизации заработает, спрос на  грузовики, автобусы, сельхозтехнику может увеличиться. Наши производители с этим справятся?

    Удалов: Думаю, что такого бурного спроса, как на легковые автомобили, не будет. Хотя у наших заводов есть возможность поднять объемы производства.

    РГ: Автобусы на наших дорогах - в основном Мерседесы и Икарусы. В плане качества будет востребована российская продукция?

    Удалов: Сейчас уже есть качественные автобусы отечественного производства. Так что российские марки будут востребованы, особенно по привлекательной цене. И упор в программе льготной утилизации будут делать именно на российский автопром.

    Финансы напоказ

    На днях президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности".

    Законодатели начали обсуждать этот документ еще в 2004 году. Готовить документы по правилам международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) должны будут кредитные и страховые организации, а так же те, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж. Это поможет им, считают эксперты, привлечь новых инвесторов, поскольку международные стандарты предполагают максимальную "финансовую прозрачность" компаний. Отчетность подлежит обязательному аудиту и опубликованию. А представляться она будет участникам организации, акционерам и государственным органам. По новым правилам, кредитные компании будут ее сдавать в Центральный банк России, а остальные в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который определит правительство. Годовая отчетность должна быть предоставлена  до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который она составлена. Тем организациям, которые сейчас готовят отчеты по российским стандартам, дали срок перейти на новую систему до 2015 года.

    О том, что даст российским компаниям и экономике страны переход на международную систему финансовой отчетности, "РГ" рассказал член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев

    Медведев: Этот переход даст очень многое, ведь мы хотим привлечь в экономику больше зарубежных инвестиций. А для того, чтобы иностранцы вложили  деньги в какую-то компанию, они должны  понять, с чем имеют дело. Нашей финансовой отчетности они не понимают.

    К тому же МСФО лучше. Российская отчетность оценивает ситуацию на данный момент. А кое-что в будущем уже сейчас можно увидеть. Например, некто господин Иванов не заплатил очередной взнос по своему кредиту в банк. Из этого следует, что, скорее всего, и в следующий раз он не заплатит. И это можно отразить в бухгалтерском учете. Кроме того, международная система требует хорошей предыстории. У нас информации мало, к тому же она неаккуратно собирается.

    РГ: Переход на МСФО должен произойти с 2015 года. Хватит ли времени на подготовку: пока нет в достатке специалистов по этой системе, аудиторов, которые должны провести ревизию перехода, надо установить программное обеспечение, что стоит немалых денег.

    Медведев: Это трудный и деликатный вопрос. На моей памяти мы уже не первый раз переходим на эту систему, и все как-то не получалось. Но мы уже накопили опыт и положительный, и отрицательный. МСФО уже перестала быть для наших специалистов экзотикой.

    РГ: По МФСО величина чистой прибыли может быть значительно ниже, чем по российскому учету. Не приведет ли это к снижению сборов по налогу на прибыль?

    Медведев: Могут произойти и потери, и приобретения. Вообще переходный период для некоторых компаний будет трудным. Но всегда лучше видеть правду. А международные системы дают такую возможность.

    Поделиться