21.07.2010 23:30
    Поделиться

    Андрей Шитов: К вранью в любых сферах американцы относятся подчеркнуто нетерпимо

    У англоязычных американцев нет точного аналога слова "совесть". Их "conscience" куда ближе к уму, чем к сердцу, сродни "сознанию", но никак не "состраданию" и тем более не "стыду". "Бессовестность" обычно переводится на английский как "бесчестность". Для русского уха это все-таки не одно и то же.

    Американцы в подавляющем большинстве своем - честные и искренние люди, не имеющие привычки обманывать. Эта замечательная черта их национального характера сразу бросается в глаза приезжим, особенно из бывшего СССР. Помню, известный поэт Наум Коржавин на мой вопрос о том, что больше всего удивляет его в американцах, воскликнул: "Они ж не врут! А если кто соврет и попадется - ему плохо. А у нас - пожалуйста!"

    Это правда. Сошлюсь для примера на опыт прессы. Кого в России удивишь "заказными" публикациями или "подставными" вопросами на пресс-конференциях? В Америке СМИ понимают, что их самая надежная защита - даже не конституционный Билль о правах, а общественное доверие. И берегут его пуще глаза.

    До начала вторжения США в Ирак репортер "Нью-Йорк таймс" Джудит Миллер одну за другой выдавала сенсационные новости об иракской программе ОМУ. Позже выяснилось, что ее "источники", прежде всего в Белом доме, намеренно подбрасывали ей дутые факты. "Звезде" пришлось увольняться, а ее главному редактору - публично извиняться за ее "творчество".

    Кстати, и экс-госсекретарь США Колин Пауэлл не ужился с администрацией Джорджа Буша-младшего во многом из-за того, что вынужден был публично защищать ту же позицию по Ираку, которую "пиарила" Миллер.

    Другое дело, что его преемница в госдепартаменте Кондолиза Райс без всякого зазрения совести публично отстаивала заведомую неправду вокруг августовских событий 2008 г. в Южной Осетии. Я сам задавал ей вопросы на эту тему и помню, насколько неловко было наблюдать за тем, как она изворачивалась, чтобы не признавать факты.

    И это понятно. Однажды я спросил легендарную Хелен Томас, какие самые резкие слова в адрес президента США ей доводилось слышать. "Г-н президент, вы лжете!" - сразу ответила журналистка, работавшая в Белом доме со времен Джона Кеннеди.

    Конечно, отношение к честности и порядочности имеет основу в религии, в понимании того, что перед Всевышним лукавить не только грешно, но и бесполезно. Американцы полагают, что человек, не верящий в Бога, скорее всего вообще ни во что по-настоящему не верит, а, следовательно, и сам не заслуживает доверия. (Наверное, это главный вред атеизма).

    Разумеется, "жить не по лжи" помогает и закон. Но для этого его надо соблюдать.

    Помню, слушал я как-то беседу одного российского министра с главным голливудским лоббистом о правах интеллектуальной собственности. Американец горячо доказывал, что продажа с уличных лотков "пиратских" дисков - самое настоящее воровство. Наш лениво возражал, что, мол, фирменные диски просто слишком дороги для россиян, а смотреть новое кино всем хочется...

    Тогда мне, честно говоря, казалось, что в этой позиции есть своя правда. Теперь я вижу в ней один только главный лозунг пресловутого российского правового нигилизма: "Нельзя, но если очень хочется, то можно".

    Для американцев "нельзя" - значит "нельзя". И не только потому, что так положено по закону, а прежде всего потому, что закон этот отражает общее представление о справедливости. Поэтому здесь никому не приходит в голову "договариваться" на дороге с автоинспектором "за наличные". Поэтому запрещено давать взятки не только собственным, но и иностранным чиновникам.

    Поэтому же люди покупают и лицензионные диски. Просто им привычно и естественно быть честными, относиться к себе с уважением. Да и известное определение Спинозой свободы, как осознанной необходимости, тут тоже уместно.

    Обществу в целом честность приносит большие дивиденды. Со времен Макса Вебера принято считать, что именно протестантская этика лежит в основе процветания современных капиталистических стран. А сам знаменитый немецкий социолог считал олицетворением современного ему и более раннего "духа капитализма" Новую Англию.

    К тому же честность - сильнодействующее лекарство, которое наряду с коррупцией помогает врачевать и другие социальные язвы. Например, на "скрупулезной честности" основаны движения Анонимных алкоголиков и наркоманов, с помощью которых США практически решили проблему химических зависимостей.

    К вранью в любых сферах (будь то на школьных экзаменах, в супружеских отношениях или при расчетах с налоговым ведомством) американцы относятся подчеркнуто нетерпимо. Им вообще свойственен определенный моральный абсолютизм.

    Порой это их качество кажется своего рода психологической зашоренностью. Американец привык к тому, что кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. Он и идет напрямик к своей цели, а если встречает препятствие, то может его пробить насквозь, может перелезть, но может и упереться в стенку лбом. Не потому ли в той же Кремниевой долине так ценятся российские программисты, что они, подобно лесковскому Левше, нередко находят решения "неразрешимых задач"? Разумеется, обходными путями.

    Да и вообще - вранье вранью рознь. Вернувшись из длительной командировки в Москву, репортер "Балтимор сан" Дуглас Берч печатно признавался, что... скучает по "свойственному русской культуре здоровому скептицизму относительно ценности неизменной правдивости".

    Вслед за Марком Твеном журналист выражал сожаление, что в Америке утрачено "искусство лгать". "Мы притворяемся, будто живем в культуре, где все могут и обязаны всегда и при любых обстоятельствах резать одну лишь жестокую правду-матку, - констатировал он. - Кого мы обманываем? Только самих себя".

    Правда, на самом деле неизвестно, так ли уж сильно американцы заблуждаются на свой счет. В ходе опроса на эту тему лишь 63 проц. из них назвали себя и своих соотечественников "честными" - намного меньше, чем "трудолюбивыми" или "изобретательными". (Зато при обсуждении отрицательных качеств целых 70 проц. согласились с тем, что американцы - "жадные").

    Наиболее очевидные системные "исключения из правил" в представлениях о честности в США - коммерческая реклама, государственная пропаганда и общественная политкорректность.

    С рекламой все более или менее понятно. Америка - страна красивых упаковок с достаточно посредственным содержимым, во всяком случае на уровне ширпотреба.

    Формально обманывать покупателя запрещено. Но ведь что значит - обманывать? Людей, подписывавших не так давно внешне привлекательные, а на самом деле кабальные закладные для покупки жилья никто не заставлял это делать. В итоге все это обернулось не только американским, но и глобальным финансово-экономическим кризисом.

    Уверенность в том, будто жилье в США может только дорожать, поддерживалась и американским агитпропом. Он существует и успешно работает, особенно на внутреннюю аудиторию. (Но это тема для отдельного разговора).

    Что касается политкорректности, она, конечно, исходно выражала идеалы равенства, свободы и человеческого достоинства. Но теперь многие видят в ней истоки морального релятивизма, отказа от поисков истины и подмены ее "плюрализмом мнений".

    При этом в США всегда были и есть темы, по которым никакой такой плюрализм не допускается в принципе. Та же Хелен Томас превратилась месяц назад из живой легенды в изгоя и вынуждена была уволиться с работы после того, как публично позволила себе нелицеприятный отзыв об Израиле и израильтянах.

    Ранее, на последней для себя президентской пресс-конференции она задала Бараку Обаме вопрос: "Г-н президент, когда вы уйдете из Афганистана? Ради чего мы продолжаем там убивать и умирать? В чем реальная причина?"

    Даже недоброжелатели Томас наверняка понимают, что ей не составило бы труда поднять более "проходные" вопросы и темы. Но она предпочитала эти - о войнах в Ираке и Афганистане - и регулярно задавала их в последние годы и президентам, и их пресс-секретарям. Никто, кроме нее, этого не делал.

    Как теперь выясняется, многих ее коллег это раздражало. Но это был голос совести. 

    Поделиться