16.07.2010 17:52
Поделиться

Эксперты: В России роста цен на зерно из-за снижения урожая после засухи не будет

Зерно на мировых рынках из-за засухи продолжит дорожать в отличие от сахара, цены на который к осени резко упадут. Однако на российских потребителях ни то, ни другое не отразится, уверяют эксперты.

С корабля - на стол 

Этим летом наша страна, судя по данным Федеральной таможенной службы, увеличила не только закупки алкоголя и овощей, но и рыбы. А молочных продуктов и зерновых завезено в 1,6 раза больше, чем год назад. В целом импорт продовольствия расширился на 3,5 процента. При этом уловы в самой России растут, надои до жары также благополучно увеличивались, а зерна собрали в прошлом году так много, что его запасы не иссякают. Почему же тогда увеличился импорт продовольствия? Об этом "РГ" рассказали отраслевые эксперты.

Владимир Лабинов,  исполнительный директор Молочного союза России:

- Импорт молока увеличился в связи с ростом его потребления. Люди стали пить молоко больше на 12 процентов, а производство его в России выросло только на 2 процента. Эта разница покрывается возрастающим импортом.

Ситуация, конечно, не критическая. И сам факт, что спрос растет, радует. Но, с другой стороны, осенью будет еще большая нехватка молочных продуктов. Так что импорт возрастет еще больше, что идет вразрез с доктриной продовольственной безопасности. Но ничего не поделаешь, спрос надо удовлетворять. Либо резко поднимать цены на молоко и таким образом сокращать спрос. Но это по отношению к населению неправильно. Так что дефицит на молочном рынке налицо. И в этом году ни о каком импортозамещении и мечтать не приходится.

Антон Шапарин, пресс-секретарь Российского Зернового Союза:

- Импорт зерна в России микроскопический и закупки проходят только на границе с Казахстаном, когда просто выгоднее подвести немного зерна из этой страны. В масштабах страны зерновой импорт не заметен. Так что его рост и его падение – это несущественные величины.

Россия является одним из ведущих мировых экспортеров. Уже несколько лет мы стабильно вывозим более 20 миллионов тонн зерна. С этого каждый год получаем около 5 миллиардов долларов. И то, что импорт вырос на 600 тысяч тонн, по сравнению с экспортом ничего не значит.

Хотя не все так хорошо. Жара оказала серьезное влияние на сборы зерна. Прогнозы снижены до 85 миллионов тонн (России для удовлетворения потребностей внутреннего рынка необходимо как минимум - 75-80 миллионов тонн зерна – прим. Ред). Я напомню, что в прошлом году мы собрали 97 миллионов тонн, а до этого урожай был рекордный и составил 108 миллионов тонн. Так что убытки у производителей зерна в 2011 году будут. И большие.

Но, не смотря на все это, мы не ожидаем большого роста цен на зерно. Он, конечно, будет, но не из-за дефицита зерна в России, а  из-за увеличения стоимости зерна на мировом рынке, поскольку внутренние и внешние цены взаимосвязаны. При этом экспортировать мы будем только то, что не продано в России. Мы сначала удовлетворим свои внутренние потребности, а после этого продадим оставшиеся излишки. У нас еще с прошлого года осталось 24 миллиона тонн запасов. Это очень много. Соответственно, в стране не будет голода и роста цен на хлеб.

Александр Савельев, руководитель центра общественных связей Росрыболовства:
 
- В июне 2010 года по отношению к предыдущему месяцу импорт рыбы снизился на 13,9 процента до 132,6 миллиона долларов. В основном, за счет сокращения импорта мороженой рыбы на 39,6 процента. Однако по отношению к аналогичному периоду прошлого года импорт рыбы по стоимости прибавил 9,7 процента. Кстати, в июне 2009 года по отношению к июню 2008 года рост был  значительно больше - 31 процент.

Почему по рыбе не произошло импортозамещения? Потому что компании-импортеры активно занимаются продвижением своей продукции на российский рынок, имея для этого серьезные рекламные бюджеты. Обратите, например, внимание на телевизионные передачи «Едим дома» с Юлией Высоцкой и «Смак» с Иваном Ургантом, в которых очень симпатично популяризируется искусственно выращенная рыба в норвежских садках. Это наш национальный позор – «искусственная» рыба (а иной к нам по импорту и не приходит) по диким ценам доехала до Дальнего Востока. Норвежскую семгу можно купить и в Магадане, и в Петропавловске-Камчатском, и во Владивостоке. Дело дошло до абсурда: высококачественную дикую камчатскую рыбу в Москве выдают за норвежский импорт.

Неслучайно первый вице-премьер Виктор Зубков осенью прошлого года в период рекордной лососевой путины говорил о необходимости включения мер тарифно-таможенного регулирования в отношении низкокачественного импорта из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего. Не исключено, что такие меры заработают. По крайней мере, доктрина продовольственной безопасности страны, подписанная президентом Дмитрием Медведевым, предполагает, что доля отечественной рыбы на внутреннем рынке должна составлять не менее 80 процентов (сейчас до 72,5 процента – прим. Ред.). Кстати, в 2009 году потребление рыбы в стране выросло на 30 процентов с 14,5 килограмма в среднем на человека до 19,1 килограмма. Рост ВВП в отрасли один из самых высоких в экономике России и в 2009 году составил 4,5 процента.

"РГ" попросила Александра Савельева дать прогноз на этот год: не приведет ли аномальная жара к дефициту рыбы на прилавках и, как следствие, к росту цен. По его словам, с 1 января этого года вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями составил более 2,8 миллиона тонн, что на 322,5 тысячи тонн больше, чем в прошлом. Освоение общего допустимого улова составляет 50,4 процента, что, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, больше на 18,3 процента. Судя по этим цифрам, рыбный дефицит нам не грозит.

На дешевое - сладкое

К концу года мировые цены на сахар могут резко обвалиться. И все благодаря тому, что Индия и Бразилия объявили о рекордном урожае, прогнозирует аналитическая компания F.O. Licht. По данным доклада министерства сельского хозяйства США, Бразилия может собрать в сезоне 2010-2011 годов более 40 миллионов тонн сахароносных культур. Это будет ее личным рекордом (прошлогодний результат - чуть более 36,4 миллиона тонн). Эксперты предсказывают, что к октябрю, когда производители соберут новый урожай сахарного тростника и свеклы, на этом рынке произойдет перенасыщение.

Фьючерсы в Нью-Йорке на поставку с октября по декабрь могут рухнуть до 13-15 центов за фунт (около 453,6 грамма). Чтобы было понятнее, килограмм сахара на Нью-йоркской  бирже будет стоить примерно 10 рублей. В начале этой недели цена на сахар составляла 17,1 цента за фунт. Как все это отразится на ценах в России? И не упадут ли они настолько сильно, что в следующем году бизнес сократит производство и сладкого сырья, и самого сахара.  И тогда в следующем сезоне хозяйкам придется варить дорогое варенье.

Андрей Бодин, председатель правления Союза сахаропроизводителей России:

Что касается импорта, то в 2010 году мы завезли сахара-сырца больше, чем в прошлом. Большая часть импорта идет из Бразилии. На мировом рынке, действительно, ожидается падение цен на сахар из-за увеличения объемов его производства. Так что стоимость сахара-сырца будет колебаться от 13 до 16 центов за фунт.

С 1 января 2010 года импорт сахара-сырца в рамках единого таможенного тарифа стран Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) регулируется механизмом «плавающей» шкалы импортных пошлин. Они меняются от 140 до 270 долларов за тонну для цен на сахар-сырец 18-13 центов за фунт.  Действующий  ценовой диапазон как раз соответствует прогнозным значениям на мировом рынке.  Это дает основания полагать, что цена на внутреннем рынке импортного замещения будет находиться на стабильном уровне. Что выгодно и производителям и потребителям.

В программе развития свеклосахарного подкомплекса РФ до 2012 года установлена оптовая цена для бизнес планирования в районе 22 рублей за килограмм без НДС. Это создает привлекательные предпосылки для инвестиций в производство сахарной свеклы. Только за счет этого в 2010 году посевные площади в России увечились с 820 тысяч до 1,1 миллиона  гектаров. И по прогнозам Союзроссахара на 1 июля, производство отечественного сахара достигнет рекордного значения в 4 миллионов тонн в этом году против 3,2 миллиона годом ранее.

Однако сейчас около 50 процентов всех посевов сахарной свеклы находятся в зоне чрезвычайной ситуации, что может привести к коррекции объемов производства. Наиболее точные цифры будут известны к началу августа. Наибольшие опасения вызывают зоны свеклосеяния в Приволжском и Центральном федеральных  округах, где в связи с засухой переработка сахарной свеклы урожая 2010 года может начаться позже планируемых сроков. К сожалению, темпы развития сахарной свеклы сегодня находятся на уровне прошлого года, когда тоже были неблагоприятные погодные условия. При этом в прошлом году заводы запускались только в конце августа. То есть на три недели позже обычных сроков.

По оценки Союзроссахара небольшие проблемы с товарными запасами могут возникнуть из-за засухи в конце июля - в начале августа в Центральном федеральном округе, что может сказаться на ценах в основных потребляющих сладкий продукт регионах. При этом, в начале августа  начнут работать сахарные заводы Краснодарского края, где в этом году показатели по производству сахарной свеклы значительна превышают прошлогодние, что сгладит ожидаемый дисбаланс рынка.

В целом в стране достаточно сахара для обеспечения внутреннего спроса. Мы увеличили посевы и инвестируем в модернизацию отрасли огромные средства. Так что переходящие товарные запасы сахара будут гораздо больше, чем в прошлом году и цены будут находиться в прогнозном ценовом коридоре. Мы можем увидеть сезонное снижение цен  на сахар в октябре-ноябре, но в дальнейшем они будут находиться на уровне чуть ниже стоимости его импортного замещения.

С миру по ботинку

В этом году  импорт непродовольственных товаров рос гораздо активнее, чем продуктов питания. За шесть месяцев в нашу страну из дальнего зарубежья завезено товаров более чем на 80 миллиардов долларов. Это почти на треть больше, чем год назад, сообщила Федеральная таможенная служба.

Больше всего впечатлил июнь. В первые дни лета в 1,8 раза увеличились закупки текстильных изделий и обуви. Продукции машиностроения поступило на 34,6 процента больше, химических товаров - на 30 процентов.

Однако год назад ситуация была иная. Тогда импорт сократился на 45 процентов. Лидером снижения стало машиностроение - на 55,4 процента. Ввоз текстиля и обуви упал на 30,8 процента, а химической продукции - на 40,5 процента. А в этом году в 1,6 раза увеличились закупки наземного транспорта, электрооборудования - в 1,5 раза. Импорт обуви за полгода вырос по сравнению с 2009 годом в два раза, одежды - в 1,9 раз, а готовых текстильных изделий - в 1,5 раз. Лидером в химии стали полимеры и каучук - в 1,6 раз.

Прокомментировать ситуацию "РГ" попросила главного экономиста Центра развития Валерия Миронова.

РГ: Почему так вырос импорт практически по всем позициям, и не произошло импортозамещения, на которое возлагали столько надежд?

Миронов: Для снижения импорта необходимо, чтобы, во-первых, зарубежная продукция была дороже отечественной. А для этого нужно ослабление рубля. У нас же, наоборот, идет укрепление.

В-вторых, чтобы было замещение необходимы производственные  мощности, на которых можно выпускать продукцию более качественную, чем импортная. Или хотя бы того же уровня. А у нас таких мощностей нет. Чтобы они появлялись, нужны инвестиции, которые сейчас сокращаются.

И, в-третьих, импорт в прошлом году очень сильно упал, поскольку из-за кризиса образовался большой запас накопленной продукции. Когда он иссяк, импорт подскочил вверх до некоторого равновесного уровня.

РГ: Может Россия полностью выйти на самообеспечение?  И надо ли нам это?

Миронов: Конечно, нет. Ни одна страна в мире не находится на самообеспечении. Но при этом не стоит стимулировать импорт с помощью бюджета. Резервный фонд, средства которого идут на поддержку экономики, в условиях быстрого роста импорта, грубо говоря, уходит за рубеж. То есть не на модернизацию экономики, а только для удовлетворения сиюминутных потребностей. Это, конечно, тоже хорошо. Но хотелось, чтобы при этом еще поднималось и отечественное производство.