14.07.2010 02:20
    Поделиться

    Эффективный антикоррозийный препарат не находит применения в промышленности уже 30 лет

    Еще в 80-е годы свердловский химик изобрел препарат, препятствующий коррозии нефте- и газопроводов. Экономический эффект от его применения в 80 раз превышал затраты на производство, однако внедрение так и не состоялось.

    По данным ВНИИГАЗ, 95 процентов поломок нефте-, газо- и водоносных трубопроводов приходится на внутреннюю и наружную коррозию. Потери нефти в России в результате аварий ежегодно составляют 1,2 процента ее добычи, или более трех миллионов тонн. В этом контексте такой препарат однозначно был бы востребован, тем более что используемые сегодня средства антикоррозийной обработки труб (в основном это покрытия на основе липких полимерных лент или битумно-полимерных мастик горячего нанесения) малоэффективны, как отмечают специалисты.

    Положение усугубляется тем, что углеводородное сырье зачастую транспортируют по трубам, проложенным чуть ли не полвека назад, в то время как условно-нормативный срок их службы - 33 года. Западносибирский трубопровод Шаим - Тюмень, например, был построен еще в 1964 году.

    - На магистральных трубопроводах ситуация более или менее стабильная. Если прорвется труба с диаметром более метра, несущая нефть или газ под давлением, случится катастрофа, - рассказывает заведующий кафедрой проектирования и эксплуатации нефтегазопроводов и хранилищ Тюменского нефтегазового университета Юрий Зименков. -  За такими крупными углеводородными артериями бдительно следят. А вот промысловые трубы в ужасном состоянии. Об их противокоррозийной защищенности и говорить не приходится.

    Так было и 30 лет назад, когда сотрудники лаборатории полимерных и органических ингибиторов коррозии Тюмен­НИИгипрогаз работали над созданием преобразователя ржавчины, специально приспособленного для защиты промысловых трубопроводов. Уже тогда было ясно, что ленточная изоляция - это пустая трата государственных денег, не защищающая трубу от воздействия агрессивной среды. Изобретенный же препарат превращал саму ржавчину в высокопрочное полимерное покрытие, устойчивое к изменению температуры и влажности. Изготавливался он на основе канцерогенных отходов деревообрабатывающей и спиртовой промышленности, которых в России так много, что никто даже не берется назвать хотя бы приблизительно их количество. Выходит, производство такого химиката позволило бы решить сразу две задачи - защитить углеводородоносные трубы и найти применение ядовитым отходам.

    В 1986 году была изготовлена опытная партия препарата, через два года разработка признана лучшим изобретением на ВДНХ и вскоре засекречена. Планировалось начать серийное производство преобразователя ржавчины на гидролизном заводе в Тавде, но проект так и не профинансировали.

    В 90-е годы интерес к изобретению подогревался тем, что на его производстве и внедрении можно было заработать неплохие деньги. Ученым, создавшим препарат, предлагали сотрудничать многие - от криминальных структур до областных властей. Именно тогда в лаборатории появился аналог засекреченного состава, адаптированный к нуждам ЖКХ. Уже был заключен договор о постановке в промышленное производство трех препаратов, в числе которых был и модифицированный преобразователь ржавчины, когда сотрудник института случайно узнал, что партнер пытается выдать все разработки лаборатории за свои и получить на их внедрение крупную сумму из областного бюджета. На этом отношения изобретателей с потенциальными заказчиками прекратились.

    - Сейчас тем, кто занят в нефтегазовой отрасли, выгоднее постоянно ремонтировать ржавеющие трубы. Это ведь стоит очень больших денег, - говорит кандидат химических наук, один из разработчиков препарата Леонид Суровцев. - Я считаю, что сдвинуть дело с мертвой точки сможет только создание государственной комиссии, которая займется отслеживанием состояния трубопроводов. И подобный антикоррозийный препарат можно производить только под контролем государства, потому что аналогов ему по эффективности и экономичности нет и вряд ли будет.

    В 2009 году Суровцев написал письмо федеральным властям с просьбой обратить внимание на состояние нефтегазовых трубопроводов. Минпромторг России ответил, что для этой отрасли разрабатывается новая нормативно-правовая база, которая будет регламентировать все технические условия укладки и эксплуатации труб, чем и ограничился.

    Мнение

    Леонид Соловьев, главный инженер Свердловского филиала ОАО "ТГК-9":

    - Антикоррозийная обработка водопроводов дорого обходится. Зачастую приходится решать вопрос, что выгодней экономически: отремонтировать или заменить трубы? А все потому, что импортные антикоррозийные материалы очень дороги, а качество отечественных нестабильное, иногда очень низкое. Если бы появился российский препарат с высокой эффективностью, мы бы им обязательно заинтересовались. Однако очень важно, чтобы он имел гигиенический сертификат, ведь вода по нашим трубам попадает в квартиры.

    Поделиться