09.07.2010 07:00
    Поделиться

    Владимир Путин и Валерий Гаевский обсудили проблемы реконструкции аэрокомплексов

    Губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский обратился к премьеру Владимиру Путину на совещании в среду в Минераловодском аэропорту с неожиданным вопросом.

    После обсуждения проблемы реконструкции аэрокомплексов, внедрения инновационного оборудования и технических новинок было отмечено, что все это делается для увеличения потока пассажиров, их комфорта и стимулирования желания пользоваться именно воздушным видом транспорта. И, конечно, для экономики страны не лишними будут доходы, извлекаемые из туристической деятельности, которая все больше начинает оживать и обороты которой должны расти и дальше. И вот тут выступили те, у которых, что называется, наболело.

    Первым к председателю правительства обратился генеральный директор ОАО "Аэропорт "Шереметьево" Михаил Василенко, упомянув не вполне цивилизованные отношения сотрудников таможни с пассажирами. Несмотря на то что вся необходимая инфраструктура в московских аэропортах создана, ряд таможенных документов ограничивают взаимодействие сотрудников аэропортов с пассажирами, в том числе по работе с багажом и пропуску граждан, сказал Василенко. А пассажирам это не нравится. Особенно они негодуют на избыточный контроль таможенников и пограничников. С этим явлением, подтвердили собравшиеся, пассажиры сталкиваются практически во всех международных аэропортах страны.

    Конкретный пример привел Валерий Гаевский. Он обратил внимание премьера на чрезвычайный случай, произошедший в аэропорту Ставрополь с чартерным рейсом из Стамбула 18 марта этого года. Тогда сотрудники Ставропольской таможни проводили досмотр 35 пассажиров в течение девяти часов и два человека после этой процедуры были даже госпитализированы.

    - Чартерный рейс Ставрополь - Стамбул - Ставрополь прибыл из Турции в соответствии с расписанием, в 18.20. И 35 пассажиров рейса, начав проходить процедуру таможенного контроля в 18.30 18 марта, закончили ее 19 марта в 4.05, - уточняет пресс-секретарь губернатора Елена Михина. - Более чем девятичасовая процедура и крайне нетактичное поведение работников таможни по отношению к пассажирам, среди которых была беременная женщина, стали причиной вполне правомерного возмущения пассажиров. На имя губернатора посыпались письма с просьбой разобраться в случившемся. Глава региона адресовал вопросы руководителям Ставропольской, Минераловодской таможен и, наконец, руководителю Федеральной таможенной службы РФ. Как выяснила корреспондент "РГ", 5 мая текущего года Ставропольская таможня перестала существовать и была преобразована в таможенный пост Минераловодской таможни.

    Ее сотрудникам сегодня и приходится отвечать за действия коллег. По словам главного госинспектора по связям с общественностью Минераловодской таможни Валерия Шавырги, этот случай недавно обсуждался и на Консультативном совете по работе с участниками внешнеэкономической деятельности, созданном при таможне, и на рабочей встрече с представителями турфирм и зампредседателя правительства Ставропольского края Георгия Ефремова. Сотрудники таможни настаивали на том, что их коллеги действовали строго в соответствии с таможенным регламентом и никаких противозаконных требований к пассажирам не предъявляли.

    - До 1 июля текущего года сотрудники таможни в своей работе руководствовались Таможенным кодексом РФ (а теперь - Таможенным кодексом Таможенного союза, выработанным совместно Россией, Казахстаном и Баларусью. - Прим. авт.). В соответствии с ним беспошлинно в пределах установленных норм человек мог провести багаж не более 35 килограммов на сумму до 65 тысяч рублей. За излишек товара он должен оплачивать таможенную пошлину, - объясняет позицию коллег Валерий Шавырга. - Нормы провоза есть на стендах в каждом аэропорту, а также сумма оплаты в пределах перевеса. Так называемые "таможенные придирки" были вполне законными и обоснованными. Ни для кого не секрет, что пассажиры часто везут товар для перепродажи, выдавая его за личные покупки, чтобы не платить пошлину. И все это, как говорится, шито белыми нитками: к примеру, закупил человек партию брюк или обуви, по размерам абсолютно не соответствующим собственным габаритам, и не может представить документы, для кого или для чего он везет столько вещей. Проблем никогда не бывает, если у пассажира есть хоть какое-то обоснование - та же справка о составе семьи и так далее. Мы обязаны быть на страже экономических интересов государства.

    Несмотря на желание сторон прийти к какому-то общему решению, проблема на том совещании разрешена не была - таможенники твердо ссылались на действующий регламент. А потом предложили представителям краевой власти выступить с законодательной инициативой об изменении таможенных норм и критериев.

    - Если есть претензии к сотрудникам таможни относительно грубости, некорректного поведения, вы вправе это обжаловать, - говорит Шавырга. - У нас есть отдел инструктирования и профилактики правонарушений. Есть дисциплинарный устав, мы регулярно рассматриваем жалобы, проводим служебные проверки, нередко заканчивающиеся взысканиями, увольнениями. Есть, наконец, телефоны доверия, телефоны "горячей линии" на таможенных постах.

    Есть ли регламент на время проведения всех процедур? По словам начальника правового отдела Минераловодской таможни Людмилы Репниковой, в соответствии со статьями 196, 195, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, вступившего в силу 1 июля, выпуск товара за пределы таможенного поста должен быть не позднее двух рабочих дней при условии выполнения декларантом всех таможенных условий. И 30 минут отводится на принятие у пассажира декларации. По старым правилам, действовавшим на 18 марта, на это отводилось три рабочих дня. Сколько часов "должен" длиться рабочий день, в нормативах не сообщается. Так же как и не сказано о том, сколько времени можно задерживать пассажира. Как заметила Людмила Репникова, "таможня имеет дело не с людьми, а с багажом, который везут пассажиры". Поэтому регламент предусматривает только отношения сотрудника с вещами, а товар может лежать на складе и двое, и трое суток.

    комментарий

    Валерий Гаевский, губернатор Ставропольского края:

    - Краевые власти сегодня целенаправленно решают задачи развития транспортно-коммуникационного комплекса региона, считая, что это ключевой фактор экономического роста. Активно занимаемся расширением возможностей аэропорта в Ставрополе. Недавно он вернул себе статус международного и вошел в Федеральную целевую программу развития транспортной системы России до 2015 года. Под реконструкцию порта будут выделяться федеральные средства. В условиях жесткой конкуренции с другими аэропортами Юга России, которые уже давно осуществляют международные авиарейсы, мы, новички, пытаемся сейчас нарабатывать позитивный имидж Ставрополья как воздушных ворот Северо-Кавказского федерального округа, как территории, активно развивающей внешнеэкономические связи, туризм. На этом фоне отдельные действия сотрудников таможни перечеркивают эти усилия, придавая востребованным населением авиаперелетам нецивилизованный характер.

    компетентно

    Александр Смеляков, начальник Управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы:

    - Для авиапассажиров, не перемещающих товары в коммерческих целях, таможенный контроль непродолжителен, особенно если в аэропорту действует система "зеленого коридора". Для физических лиц, перемещающих товары в коммерческих целях, закон требует выполнения ряда условий: добросовестного заполнения пассажирской таможенной декларации, предоставления документов, подтверждающих стоимость товаров, и других. Действия физических лиц являются определяющими в продолжительности процедуры. Временные нормативы проведения таможенного досмотра таможенным законодательством Российской Федерации не установлены.

    18.03.2010 в аэропорт г. Ставрополь около 18.15 прибыло воздушное судно Як-42Д, регистрационный номер RA-42385, авиарейс GO2-9732 сообщением Сабиха (Турция) - Ставрополь, перевозчик - "Грозный Авиа", заказчик - туристическая фирма "Альтаир". На борту находились 35 пассажиров. Из 32 пассажиров - граждан РФ 16 имели статус индивидуальных предпринимателей, при этом их деятельность непосредственно связана с реализацией предметов одежды и обуви. Ряд граждан, согласно отметкам в паспортах, многократно в течение 2008, 2009 и 2010 годов выезжали в Турцию.

    Багаж пассажиров был доставлен сотрудниками аэропорта к аэровокзальному комплексу в 19.40, то есть через 1 час 25 мин. с момента прибытия воздушного судна. Службы аэропорта начали выдавать пассажирам багаж для прохождения таможенного контроля около 19.55.

    Первый пассажир вышеназванного рейса, перемещающий товары в сопровождающем багаже, вошел в зал таможенного оформления в 19.55. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров данного лица были завершены в 20.10. Процесс пропуска 26 пассажиров авиарейса GOZ-9732 через Государственную границу Российской Федерации был завершен к 23.40 18.03.2010, через 3 часа 45 минут после начала.

    По состоянию на 23.40 в зале таможенного оформления осталось 9 пассажиров, товары которых на основании статьи 281 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) были признаны товарами, не предназначенными для личного пользования. Они не предоставили документы и сведения, подтверждающие предназначение ввозимых товаров. Владельцы указанных товаров не предпринимали действий по их декларированию таможенному органу и уплате соответствующих таможенных пошлин, налогов в установленном порядке. Некоторые выразили нежелание исполнять обязанность по совершению таможенных операций для выпуска ввезенных ими товаров ввиду несогласия с решением таможенного органа. После разъяснения положений таможенного законодательства Российской Федерации указанные лица выразили намерение поместить ввезенные товары на склад временного хранения и впоследствии - под таможенный режим реэкспорта. К 03.30 19.03.2010 зал таможенного оформления покинул последний пассажир рейса.

    Процесс пропуска физических лиц, прибывших указанным авиарейсом, через таможенную границу Российской Федерации, потребовал значительных временных затрат как в связи с нежеланием данных лиц выполнять требования таможенного законодательства, так и ввиду объективных факторов - отсутствием в аэропорту г. Ставрополя двухканальной системы пропуска, низкой степенью обустройства и технического оснащения аэровокзального комплекса аэропорта г. Ставрополь, а также отсутствием соответствующей инфраструктуры.

    Двухканальная система пропуска физических лиц в крупнейших аэропортах страны (Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и других), в аэропортах региона (Ростов-на-Дону, Краснодар и другие) позволяет значительно сократить время пропуска туристов, прибывающих воздушным транспортом. Внедрение в аэропорту г. Ставрополя двухканальной системы пропуска физических лиц позволит беспрепятственно проходить таможенный контроль гражданам, в сопровождаемом багаже которых отсутствуют товары, предназначенные не для личного пользования.

    Решение вопросов, касающихся содержания зданий, помещений и сооружений пункта пропуска с соответствующим технологическим оборудованием и техническим оснащением не относится к компетенции таможенных органов. Данная функция в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытии пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации" возложена на администрацию пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    Южным таможенным управлением проведены две служебные проверки по фактам, изложенным в жалобе генерального директора ООО "Альтаир", обращениях губернатора Ставропольского края и представлении Южной транспортной прокуратуры. В результате проверок не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, приведших к затягиванию по вине таможенных органов процесса таможенного оформления. Губернатор Ставропольского края был информирован о необходимости создания соответствующих условий в аэропорту г. Ставрополя, способствующих ускорению процессов таможенного оформления.

    В преддверии туристического сезона таможенные органы на юге России провели встречи с представителями туристических фирм, в рамках которых были разъяснены правила перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами. В апреле 2010 года Южное таможенное управление провело совещание в режиме видеоселектора с участием представителей туристических фирм, где были доведены вопросы соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров физическими лицами.

    Правила перемещения товаров физическими лицами опубликованы и разъяснены на Интернет-сайте ФТС России, размещены на информационных стендах в каждом пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

    Поделиться