06.07.2010 14:35
    Поделиться

    Повышение пенсионного возраста не решит проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда

    Проблемы пенсионной системы не решит поздний выход на пенсию

    По расчетам Минздравсоцразвития, пенсионная система до 2075 года останется дефицитной независимо от того, будет ли повышен пенсионный возраст или нет, сообщили сегодня СМИ.

    По данным министерства, при его увеличении до 65 лет для мужчин и женщин с 2012 года дефицит пенсионной системы будет сокращаться лишь до 2015 года. В среднем - по 82 миллиарда рублей в год. Но уже в 2020 году дефицит по сравнению с действующей системой возрастет на 186 миллиарда рублей, хотя пенсионеров станет на 3,55 миллиона меньше. К 2030 году число получателей пенсий сократится на 14 процентов, а дефицит возрастет в 1,85 раза. К 2040 году разница будет уже 3,5 раза, к 2050 году - 5,7 раза, а к 2075 году - 8,4 раза.

    По словам представителя Минздравсоцразвития, рост дефицита связан с тем, что увеличивается объем пенсионных обязательств. Люди дольше работают, объем страховых отчислений растет, как, соответственно, и размер пенсии.

    Почему дефицит пенсионной системы получился таким затянутым, "РГ" рассказал советник Института современного развития Никита Масленников.

    Масленников : Во-первых, у нас довольно прогрессирующая тенденция к старению населения. Сейчас в России на 100 пенсионеров - примерно 128 работающих. В 2012 году соотношение будет 100 на 112. А к 2020 году они выйдут на соотношение 1 к 1. Естественно, вырастает нагрузка по обеспечению пенсиями. Собственно, это для всех стран характерно. Только за рубежом немного иначе устроена пенсионная система, и поэтому у них процесс проходит значительно легче.

    Во-вторых, мы поздно начали пенсионную реформу. В-третьих, у нас практически не прирастает накопительная часть пенсионных средств. Деньги не идут в рост. А они должны "работать", это хороший путь для снятия напряженности по дефициту Пенсионного фонда России.

    Совокупность этих трех факторов и приводит к тем объемам дефицита, который сегодня, по оценкам Минздравсоцразвития, составляет 1,3 триллиона рублей.

    РГ : Как можно его сократить?

    Масленников : Сейчас многие говорят о повышении пенсионного возраста. Это, конечно, одна из мер, однако панацеей она не станет. Но передышку на ближайшие 2-3 года даст. В силу электорального цикла, думаю, это решение уйдет на 2013-2015 годы. Хотя подобный метод останется на повестке дня. Тем более во всех развитых странах тенденции к повышению пенсионного возраста налицо. Это уже сделали Германия, Франция, Австрия, Италия и так далее. Причем у нас один из самых низких пенсионных возрастов. Например, в Германии мужчины и женщины выходят на пенсию в возрасте 65 лет.

    Также можно повысить налоги. Но это покроет максимум 20 процентов дефицита. Лучший способ, как медаль, состоит из двух сторон. Первая, это, безусловно, повышение эффективности всех государственных расходов. Тем самым за счет эффекта экономии можно перераспределять средства и каким-то образом латать пенсионные дыры.

    Меры по повышению эффективности бюджетных расходов позволяют решать кучу сопряженных задач. Скажем, по реформе медицинского страхования, политики на рынке труда. И все это позволяет, с одной стороны, решить проблему повышения ожидаемой продолжительности жизни, а с другой стороны, создать условия на рынке труда для прихода людей пожилого возраста. Ведь когда возникают дополнительные источники средств, они потом, как паровозики, тащат всю пенсионную реформу.

    Но все-таки, наверное, главное - вторая сторона медали. Это продвижение самой пенсионной реформы. И центральное звено здесь - развитие накопительных пенсионных систем. Когда человек сам за себя отвечает, надеясь на государство только по минимальному социальному стандарту. Я думаю, это магистральный путь развития пенсионного обеспечения. Но здесь очень многое зависит от того, что государство будет делать для развития финансового рынка. Так как пенсионные системы кормятся от ценных бумаг и от конъюнктуры этого рынка. Здесь уже нужно продумать стратегию создания международного финансового центра в России. То есть люди должны сами работать на рынке и доверять свои накопления сертифицированным управляющим компаниям. Но, тем не менее, эта функция уже не государства, а рынка. Поэтому накопительную систему надо вынимать из государственной пенсионной системы. Делать ее отдельным рыночным сегментом. Вводить налоговые стимулы для людей, которые больше крутятся в накопительной пенсионной системе.

    Но, к сожалению, сегодня в ней дела обстоят просто ужасно. Для примера: по данным 2008 года, в США и Великобритании объем размещенных пенсионных резервов составил в сопоставлении с ВВП 70 процентов. А у нас было размещено всего на 1,5 процента ВВП.         

    Поделиться