06.07.2010 06:30
    Поделиться

    Валентин Агарков: Франчайзинг может стать эффективным инструментом государственно-частного партнерства с малым бизнесом

    Франчайзинг может стать эффективным инструментом государственно-частного партнерства с малыми предприятиями

    Сегодня, 6 июля, на заседании правительства Москвы будет представлена концепция франчайзинга как инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП) для малого и среднего предпринимательства. Концепцию представит ее разработчик - департамент инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России. О сути концепции "РБГ" спросила у руководителя департамента инноваций Ассоциации молодых предпринимателей России Валентина Агаркова.

    - Что такое госфранчайзинг и откуда возникла идея его создания?

    - Государственный франчайзинг - название, конечно, условное, и даже отчасти спорное, но выбрано оно не случайно. Именно термин "франчайзинг" в приложении к общегосударственным стратегическим целям в развитии экономики и отражает суть идеи - внедрение в практику особого дополнительного инструмента ГЧП, ориентированного на малое и среднее предпринимательство.

    Подобная форма, а у нас она называется концессионным соглашением (в соответствии с ФЗ N 115 "О концессионных соглашениях") существует сегодня в узкоопределенном сегменте - только в отношении использования или создания объектов недвижимого имущества и реализуется, как правило, только с привлечением организаций крупного бизнеса. Таким образом, решаются наиболее важные задачи по формированию в России современной инфраструктуры энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в Гражданском кодексе РФ имеется целая глава (глава N 54 ГК РФ "Коммерческая концессия"), посвященная концессионным правоотношениям. Все это, однако, не описывает всей полноты сложившихся в мире возможностей использования такого инструмента, как франчайзинг.

    - В чем состоит суть вашего предложения?

    - Мы предлагаем существенно увеличить возможности применения данного механизма за счет расширения предмета концессионного соглашения. Предметом, помимо имущества и исключительных прав, может выступать "поручение" концедента (государства) на выполнение концессионером (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) работ по производству товаров и услуг в соответствии с определенными соглашением требованиями. Поручение при этом должно подкрепляться особыми условиями поддержки (можно опираться на существующие меры поддержки МСП, отраслевой "протекционизм"), иными ресурсами, имеющимися в распоряжении концедента.

    - Что это даст для государства?

    - Основной целью применения такого механизма в среде МСП является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, однако основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Государство, решая задачи импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной сферы, образования, медицины, культуры и прочее, сможет повсеместно и в массовом порядке использовать огромный исполнительский ресурс, катализировать рост предпринимательской активности именно там, где это стратегически необходимо. Органы местного самоуправления также могут использовать концессионные соглашения в соответствии с планами генерального развития своих территорий.

    - Чем же это привлекательно для малого или среднего бизнеса?

    - Помимо ресурсной базы, способной привлечь к концессиям большое количество концессионеров, подобно коммерческой концессии (франчайзингу), поручения должны иметь хорошее аналитическое обоснование и подробное производственное содержание. Мировой опыт показывает, что франчайзинг, как менее рискованный метод ведения бизнеса, идеален для создания новых предприятий. Согласно данным ТПП США - 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60% нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. Наиболее распространенной причиной "фиаско" является неверная оценка успешности выбранного направления и бизнес-модели. Не обязательно и даже не нужно, собственно, государству заниматься разработкой бизнес-планов и моделей. Государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений, устанавливая при этом дополнительные требования к качеству работ, оптимизируя усилия по поддержке МСП, направляя их в приоритетном порядке на поддержку концессионеров.

    - Как вы считаете, в каких отраслях было бы полезно и легко внедрить данную схему ГЧП?

    - Примером использования алгоритмов государственной концессии для МСП может являться предложение ассоциации о создании в стране сети политехнических познавательных центров, озвученном в начале этого года на Форуме глобального развития. Кроме того, большие возможности применения госконцессии, на наш взгляд, имеются в проектах коммерциализации ГЛОНАСС, производстве, внедрении и распространении новых технологий, развитии малых инновационных предприятий при вузах, организации детских дошкольных учреждений, детского летнего досуга, производстве продуктов питания, сфере государственного и муниципального заказа.

    Кстати

    Государственной Думой принят на рассмотрение законопроект N 392449-5 "О внесениях изменений и дополнений в главу 54 Гражданского Кодекса РФ".

    Как отмечается в пояснительной записке к документу, проект ФЗ направлен на устранение несоответствия норм статей главы 54 Гражданского кодекса РФ в части регулирования договорных отношений коммерческой концессии, теории и практики, сложившихся в странах с развитой рыночной экономикой по продаже товаров и оказания услуг, а также практики российских предприятий, работающих на условиях франчайзинга.

    Глава 54 ГК РФ имеет ряд запретительных механизмов, тормозящих развитие франчайзинга в России и не характерных для международной практики заключения подобных договоров. Ведущие специалисты в этой области считают, что положения данной главы Гражданского кодекса сдерживают развитие франчайзинга в России.

    Поделиться