05.07.2010 06:40
    Поделиться

    В Польше завершился второй тур президентских выборов

    Согласно экзит-полам во втором туре президентских выборов в Польше победу одержал кандидат от правящей партии Гражданская платформа Бронислав Коморовский. За него отдали голоса 53,1 процента электората. Его оппонент лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский получил 46,9 процента.

    Жители деревни Мачкова Руда в воеводстве Подлясском до этого дня не видели столько журналистов. В канун дня выборов все аккредитованные при избирательном штабе Бронислава Коморовского корреспонденты получили сообщения, что именно здесь будет голосовать кандидат в президенты от Гражданской платформы. Выбор места голосования Коморовского объясняется тем, что неподалеку, в деревеньке под названием Буда Руска, находится летний дом супругов Бронислава и Анны Коморовских.

    Взять открепительный талон на своем избирательном участке в столице и приехать голосовать в Мачковой Руде кандидат решил для того, чтобы поляки, которые собрались провести выходные на дачах и курортах, взяли с него пример - опустили бюллетень в тех местах, где отдыхают.

    Такая забота о явке избирателей объясняется просто: за Бронислава Коморовского голосуют те, кто может себе позволить отдых на курорте или выезд на дачу. Сезон отпусков работает против него. Если с дачниками дело обстоит просто - по всей Польше открыты избирательные участки, на которых поляки могут отдать свой голос, а на некоторых польских морских курортах уже в восемь утра воскресенья явка достигла 20 процентов, то тем, кто поехал отдыхать за рубеж, придется нелегко.

    Например, в Египте проголосовать можно только в Каире: поездка, к примеру, из Шарм-эль-Шейха на избирательный участок будет стоить 80 евро.

    Тем, кто отдыхает на Канарских островах, на единственный избирательный участок в Тенерифе придется долго лететь, и тоже за немалые деньги - сто евро.

    Польские туристические агентства в день выборов изменили маршруты экскурсий, чтобы заехать на место голосования, а некоторые - предоставляют соотечественникам автобусы для организованного выезда на избирательный участок.

    Разрыв между кандидатами по итогам второго тура был очень небольшим - всего пять процентов в пользу Коморовского. Этот результат напоминал о прошлых президентских выборах, когда в похожей ситуации отстававший по итогам первого тура Лех Качиньский обошел Дональда Туска во втором туре и стал президентом Польши. Да и опросы в канун дня голосования показывали, что шансы кандидатов сравнялись.

    Именно по этой причине две недели перерыва между первым и вторым туром отнюдь не стали передышкой ни для кандидатов, ни для их окружения. И Бронислав Коморовский, и Ярослав Качиньский вышли на охоту за голосами сомневающихся, прежде всего 14 процентами избирателей, голосовавших в первом туре за лидера левых Гжегожа Наперальского.

    Яростный антикоммунист Качиньский объявил, что теперь всегда будет считать социал-демократов не посткоммунистами, а левыми и даже назвал лидера социалистической Польши прошлого века Эдварда Герека патриотом. А Коморовский заручился поддержкой нескольких лидеров левых, в том числе экс-президента Польши Александра Квасьневского.

    Свою избирательную кампанию спикер сейма закончил в той части Польши, где социал-демократ Гжегож Наперальский в первом туре получил самый высокий процент голосов. При этом сам Наперальский не поддержал ни одного из кандидатов.

    За несколько дней до выборов атмосфера на политическом олимпе накалилась до предела. Бронислав Коморовский и Яро слав Качиньский достали все свои козыри: обменивались различными обвинениями, уличали друг друга во лжи, непрестанно полемизировали в СМИ. О том, насколько высок был в эти две недели интерес к политике, говорит такой факт: теледебаты кандидатов на пост президента собрали больше зрителей, чем матчи чемпионата мира по футболу.

    Именно тогда, отвечая на вопросы о внешней политике Польши, Коморовский сообщил, что президент России Дмитрий Медведев принял приглашение посетить Польшу.

    комментарий

    О том, как изменится после выборов внешняя политика Польши, "РГ" рассказал депутат Европарламента от партии Гражданская платформа Павел Залевский.

    Российская газета: Зависит ли внешняя политика Польши от того, кто станет президентом?

    Павел Залевский: Конечно, да. В последние годы это было особенно заметно. Лех Качиньский оказывал большое влияние на польскую внешнюю политику. Вообще президент выполняет определенные функции. Но за все переговоры с ЕС, за важнейшие внешнеполитические решения отвечает правительство. Их компетенции очень тесно связаны. От того, будет ли у президента и правительства взаимопонимание и готовность сотрудничать, зависит эффективность нашей политики за рубежом.

    РГ: Бронислав Коморовский разделяет взгляды правительства на внешнюю политику?

    Залевский: Да. Это политика, которая исходит из того, что место Польши - на Западе. Те времена, когда наша страна находилась между Востоком и Западом, закончились. Сегодня Польша очень сильно интегрирована в НАТО, в Европейский союз и разделяет внешнюю политику ЕС, в том числе и по отношению к России. И, как мне кажется, у вас также есть понимание того, что невозможно обойти нашу страну, что если в России хотят хороших отношений с Европейским союзом, то и отношения с Польшей должны быть хорошими. Это очень практичная позиция. А Ярослав Качиньский все еще считает, что Польша находится между Западом и Востоком, причем воспринимает это не как источник больших возможностей, а как источник угрозы. Это устаревший взгляд.

    РГ: Как вы считаете, Ярослав Качиньский после катастрофы под Смоленском действительно стал лояльнее по отношению к России?

    Залевский: Я положительно отнесся к видеообращению к россиянам, которое записал пан Качиньский, я был этому рад, потому что сам несколько лет назад призывал его изменить свою точку зрения. Очевидно, что его взгляды изменились не очень сильно, но я уверен, что в этом видеообращении он был искренен. Ярослав Качиньский так же, как и я, ищет разные возможности.

    Я думаю, что отношения между нашими странами зависят прежде всего от российской стороны. Если Россия протянет нам руку, то мы всегда ответим на рукопожатие, вне зависимости от того, кто в этот момент будет стоять во главе нашей страны.

    Поделиться