24.06.2010 06:10
    Поделиться

    Возле Гродно раскрыли секреты изготовления вкусных колбас

    Народ не должен знать две вещи: как делается политика и из чего делается колбаса. Так было заведено в советские несытые времена, когда семимильными шагами люди шли к коммунизму, а скотина, как в анекдоте, за ними просто не поспевала.

    Сегодня же, когда политика творится в прямом эфире, на площади, на избирательном участке, можно знать все и строить любые версии. Другое дело - окутанные тайной сосиски. Знаете ли вы, например, секрет ваших любимых "молочных"?

    В очень приличной компании, сложившейся волей случая из участников международного медиафорума, которых тепло принимал и Минск, и все области республики, мы приехали в Гродно. Все было от души: хозяева показывали, чем богаты в уникальном перинатальном центре, который стоит на страже сбережения нации, в агрогородке Василишки, где люди стоят в очереди на крестьянскую работу с компьютером. А коллеги из "Гродненской правды" даже сделали экскурсию по своему музею. В этой редакции, кстати, начинал работу корректором молодой белорусский писатель Василь Быков. Но один сюжет все равно оказался за гранью возможного. О нем не все даже в Минске слышали, не то что видели...

    В десяти километрах от Гродно появился природно-архитектурный комплекс Коробчицы, где в поместье, стилизованном под века минувшие, есть дилижансы и конюшня. Есть зоопарк и озеро, есть богиня Зевана, которая приглашает в замок отведать лучшие блюда белорусской, литовской и польской кухни. Цены - земные, а вкус - неземной. Чудо рукотворное. Автор его - Анатолий Георгиевич Гришук, директор Гродненского мясокомбината с 20-летним стажем. Он и принимал гостей. Ну когда еще будет такая возможность узнать из первых уст, как делается колбаса?

    - На комбинате, где работает 1500 человек, абсолютно все процессы автоматизированы. Человек практически не может повлиять ни на что. Вот идет полутушка. Компьютер определяет жирность, вес. Никто не может вмешаться, написать больше или меньше. И так по всему процессу. Если продукция лежит на складе и проходит больше 1/3 срока годности, компьютер пикает- продавай, что-то срочно делай.

    Думаете, зря придуман Единый стандарт качества, который требует даже карту полей и состав кормов. Если будешь его исполнять, то обязательно сделаешь качественный продукт. Когда его внедряли, я сам ходил на курсы вместе со всеми. Именно тогда я сказал фразу, которая у нас записана как лозунг: норма не должна быть подвигом. Написано, что температура в цехе должна быть 12-14 градусов. Если 15 - наш мастер не начнет работу, потому что отвечает за качество.

    Нужно пройти этот этап и нигде не лукавить. Если написано 60 процентов мяса высшего сорта, я не сомневаюсь, что так и есть. Я в цеха не хожу по вопросам качества. Компьютер знает все про сосиски - закладки по технологии его ума дело. Производить мясоподобные продукты, где выход продукции составляет 130 процентов, мы не планируем.

    У нас на четыре столовых для разных цехов - нельзя встретиться с теми, кто шкуру снимает, уж не говоря, кто колбасу делает.

    Полтуши обрезал - нож в стерилизатор. Берет второй, опять обрезает, опять в стерилизатор. Это тоже определено евростандартом.

    У нас когда-то ругали директоров, которые ездят заграницу. Я бы ругал тех, кто не ездит. Мы всю Европу посмотрели, впитывали, как губки. Между нашей сельскохозяйственной переработкой и западной была пропасть лет в 20. Сегодня мы их обошли, потому что купили все новое, дважды даже поменяли, а некоторые из них остались заложниками скорой наживы. В Москве, было такое время, ничего не было, вот они сосиски из жира, сои, ароматизаторов и красителей - погнали. Но Россия их вскоре раскусила. Вот почему нужен бизнес-план, а не сиюминутная выгода.

    - Так все-таки, из чего докторская колбаса делается? - не успокаиваются гости.

    - Докторская колбаса - из мяса полужирного, из говядины плюс сухое молоко, меланж...

    - А теперь совсем деликатный вопрос: как могут быть сосиски дешевле килограмма мяса?

    - Я только что говорил. Можно сделать... Это жир-сырец, который стоит, по-моему, 50 центов. Это соя. Немножко, может быть, 20 процентов говядины второго сорта. И ароматизаторы, красители, наполнители. Такие именно сосиски поставляли в Россию.

    В Белоруссии никто ничего подобного не делает. У нас стандарты проверяются сто раз, все в компьютере. Человеческий фактор практически исключен.

    - В какие города поступают ваши продукты в России?

    - Москва и Санкт-Петербург. У нас два центра, которые развозят нашу продукцию до Урала через систему дилеров. Свой фирменный магазин в Москве - отдельная тема. Это тяжело войти в чужой рынок. Но белорусская продукция пользуется популярностью. Репутация сегодня наша такова, что мы можем продать больше, чем производим.

    - А колбасы, как домашние, вы делаете?

    - Конечно. Кто пробовал, тот знает, какой это деликатес.

    Гродненский мясокомбинат - лучший в республике, сиди, лавры пожинай. А он одно новое дело за другим начинает. Для людей такое божественное место создал, где практически сам был и архитектором, и художником...

    Среди его последних идей - голубичные поляны. Вы только послушайте:

    - У нас есть колхоз, земля 22 балла. Только лес там может расти, и то не везде. Поэтому планируем 150 гектаров засадить голубикой. Уже сорок студентов работают. Голубике для роста надо лет семь, потом она 80 лет плодоносит безукоризненно. Сейчас эти все проекты требуют вложений, но любое хозяйство хорошо развивается, когда строит бизнес-планы не на год, а на перспективу.

    Идею с голубикой мне один поляк подсказал. Я ему не конкурент: у него плантация 300 гектаров и свой самолет, которым он ягоду в Англию доставляет. Он нам любезно представил всю технологию. Есть еще одна идея. Некоторые любят охотиться на фазанов. Порядка 30 тысяч думаем держать их...

    Тут Гришук отвлекается, чтобы уговорить всех отведать "супчик отличный, колбасу из дичи".

    Еда не просто - наслаждение, но еще и сравнительное познание жизни. Если кто-то подумал про зубра, то это не греховная мысль. Дело в том, что царь пущи расплодился (было 18 - стало 155 особей), молодой подлесок не успевает подниматься, они его съедают и вытаптывают, поэтому загородки в лесу не для зверя - для охраны деревьев. Для него даже граница с Польшей не самая страшная угроза НАТО. Охотники платят государству за лицензию - от 8 до 12 тысяч евро за золотой трофей (когда между кончиками рогов метр). Иностранцы полюбили такую охоту.

    ... Раньше граница была на границе, где Карацупа со своим верным Мухтаром задерживал нарушителя, который на четырех искусственных копытах пробирался через нейтральную полосу. Потом граница переместилась в международный аэропорт. Сегодня она проходит в любом месте, где есть компьютер. Мгновенье - и ты уже находишься в мировой глобальной сети, где общаешься с кем хочешь, смотришь с высоты спутника, постепенно укрупняя любое место на земле. Например, "замок Зиваны" в Коробчицах в 20 километрах от границы НАТО. Или мой родительский дом на Гродненщине в Ивье с красной крышей... Вообще, это лучший способ победить кого угодно - забросать его колбасами. Тем более что продукция Гродненского мясокомбината на "ура" идет на экспорт, ибо отвечает самым высоким стандартам Евросоюза, России и Белоруссии.

    Тут бы поставить восклицательный знак. Или хотя бы точку.

    Но - кто сказал, что будет легко?..

    Гости и знать не должны, а посвященные еще больше ценят сейчас европейскую легкость и остроумие Гришука после того, что случилось в мае.

    Как делаются сосиски, мы теперь уже знаем.

    А вот что делают с успешными хозяевами что в России, что в Беларуси? Завистливые лентяи, бездарные конкуренты, вооружаясь революционными лозунгами, в 17-м расстреливали. В 33-м раскулачивали. В начале ХХI века банкротят и захватывают рейдеры...

    Я хочу успокоить читателей - у этой истории хороший конец. Но что пережил Гришук, когда в мае на него надели наручники и увели в СИЗО! На крупном предприятии, работающем с европейским масштабом, пущенный по следу сыщик всегда найдет - за что.

    22 мая в Гродно прилетел Президент Лукашенко представлять нового губернатора области Шапиро и прямо в аэропорту собрал всех силовиков. И Гришука. Говорят, час был тот разговор, который Президент Беларуси продолжил на встрече с областным активом. Дело бизнесмена - рисковать. Дело президента - страховать эти риски. Тем более что таких уникальных хозяйственников в Белоруссии, которые по сути уже вырвались в космос со своим мышлением и производством, единицы.

    В Англии нет конституции. Есть прецедентное право. Случай с Гришуком, считают многие аналитики, стал мощным предупреждением тем силовикам, которые шли в рейдерские атаки по заказу конкурентов.

    Теперь я совершенно по-другому слушаю диктофонную запись с Гришуком:

    - Мой принцип - никогда не унывать. Я сам спортсмен, играл за сборную Беларуси по гандболу. Не сдаваться, строить с командой дерзкие планы, их осуществлять. Иногда кажется, что это невозможно, а потом сделаешь еще больше, чем настроил планов. Пусть будет так всегда.

    Поделиться