22.06.2010 06:40
    Поделиться

    Рынки мобильного и широкополосного доступа в Интернет не будут конкурировать

    Сегодня рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет растет более чем на 70% в год. И это несмотря на то, что с 2008 года появилось большое количество вариантов доступа в Интернет по мобильному устройству. По мнению аналитиков, фиксированный ШПД менее затратный, но при этом более надежный и высокоскоростной. Соответственно, там, где есть кабельная сеть в квартире, пользоваться мобильным ШПД не выгодно. Поэтому мобильный и фиксированный доступ - это разные модели потребления услуги, которые не конкурируют, а дополняют друг друга. Главный плюс фиксированного доступа - отсутствие ограничений по трафику. Современный уровень технологий позволяет передать по "проводу" практически любой объем информации на высокой скорости. Однако при этом потребитель услуги "привязан" к точке доступа, что снижает конкурентоспособность услуги. Чтобы нивелировать этот недостаток, фиксированные операторы используют технологию Wi-Fi как "мобильное продолжение" проводного доступа. Что же касается собственно мобильного доступа, он подразумевает возможность выйти в Интернет и пользоваться мультимедийными ресурсами из любой точки. Но здесь есть свои ограничения по полосам частот, которых на всех не хватает в силу их ограниченного количества и емкости. Отсюда и сравнительно невысокая скорость доступа, и довольно высокая стоимость услуг.

    По мнению генерального директора "ЭР-Телеком" Андрея Семерикова, поскольку фиксированный и мобильный ШПД - это принципиально разные услуги, то и рынки - разные. "К примеру, Горводоканал и питьевая вода в бутылках. Вода в бутылках не является конкурентом Горводоканалу, поскольку вода, поступающая в квартиру по трубам, как правило, используется для технических нужд, - сравнивает Семериков. - Если мы принимаем душ или ванну, то мы не делаем этого, к примеру, в автомобиле или на ходу. То же самое с фиксированным и мобильным ШПД. Сидя дома перед большим экраном компьютера, мы получаем совершенно отличную информацию и иные впечатления, мы преследуем другие цели, нежели глядя в небольшой экран мобильного устройства или разместившись на газоне с ноутбуком. Фиксированный доступ обеспечивает высокие скорости и надежность сети, благодаря чему пользователь имеет возможность потребления тяжелого контента, который все более набирает популярность. А мобильный доступ нацелен на оперативное получение небольшого объема информации".

    По прогнозам экспертов, рынок фиксированного ШПД к 2014 году составит $4 млрд. Происходит постепенное насыщение рынка: проникновение широкополосного Интернета в городах-миллионниках уже перешагнуло за 70%. До 2014 года проникновение ШПД по всем остальным городам страны будет выравниваться и стремиться к столичному уровню. Это большой для отрасли темп прироста рынка, в то время как вся экономика растет не более чем на 4-5% в год. Как считают аналитики, рынок мобильного ШПД будет развиваться независимо от рынка фиксированного ШПД, но окажет существенное влияние на рынок мобильной голосовой связи: технологии 3G и 4G будут снижать объемы пользования голосовой мобильной связью. Как только в телефоне появится качественный мобильный ШПД, клиенты постепенно перестанут пользоваться голосовой связью, поскольку "голос" значительно дороже. Уже сейчас появились телефоны со встроенным скайпом. "Если попытаться заглянуть в недалекое будущее, например, в 2020 год, то можно предположить, что ключевыми услугами на рынке телекоммуникаций будут широкополосный доступ к мультимедийным ресурсам и платное телевидение, - считает Приданцев. - Тип доступа, фиксированный или мобильный, уже не будет иметь решающего значения, поскольку к тому времени мы будем получать интегрированные решения по типу "бесшовного пространства", обеспечивающие одинаковое качество услуги вне зависимости от своего местонахождения, гаджета и объема трафика".

    Сегодня доступ в Интернет - общевостребованная услуга, но в перспективе она станет еще более массовой. При этом около 75% пользователей ШПД в результате будут сочетать фиксированный и мобильный доступ, а 25% - использовать только мобильный. За комбинированный доступ потребители будут готовы платить в полтора раза больше.

    "Сегодня в борьбе за клиентов имеют шанс на победу только универсальные операторы, способные предоставить как мобильный, так и фиксированный доступ к интернет-контенту, - подчеркивает аналитик Cross Media Павел Горлачев. - Рынок находится на пути к новому этапу развития. И поэтому вполне ожидаемы и логичны все те процессы консолидации, которые сейчас происходят в телекоммуникационной отрасли: развитие технологий и перемены в потребительском поведении подталкивают операторов создавать альянсы и заключать партнерские соглашения. На рынке постепенно стихают споры о конкуренции мобильного и фиксированного ШПД. Однако окончательные тенденции развития отрасли прояснятся ближе к 2014 году, когда рынок станет более насыщенным и потребуется избрать новый вектор развития".

    Поделиться