21.06.2010 06:17
    Поделиться

    Люк Бессон: Я одинаково плакал на просмотрах Ханеке, Тарковского и Диснея

    Председатели обоих фестивальных жюри - основного конкурса и конкурса "Перспективы" -  кинорежиссеры Люк Бессон и Джон Ирвин  вместе со своими командами по традиции выступили перед началом просмотров. И рассказали о своих ожиданиях и критериях оценок.

    Напомню, что в основное жюри входят пять человек. Помимо Бессонна, это - российская актриса Мария Миронова, чилийская актриса Каталина Сааведра, литовский режиссер Шаронас Бартас, и австрийский продюсер Файт Хайдушка.   В жюри конкурса "Перспективы" входят также российский режиссер  Сергей Овчаров и  польская актриса Каролина Грушка.

    Что импонирует в Люке Бессоне - его чувство юмора. Еще на открытии фестиваля, принимая из рук Никиты Михалкова почетную золотую цепь, положенную по праву председателю жюри, Бессон шутил, что словно попал в Гарлем. Намек на то, что гарлемская публика предпочитает массивные золотые украшения.

    Свое общение с коллегами Бессон  начал с шутливого ответа на вопрос "От каких дел вас оторвал ММКФ?":

    - Я счастлив быть здесь. Вообще-то я круглый год бездельничаю. Но этот год  очень важный  - Год Франции в России. Думаю, что удачно получилось, что именно француз - председатель жюри нынешнего фестиваля. Тем более что не один господин Лелуш - поклонник русского кино. Я  - тоже.

     - Вы бездельничаете, но вы сняли фильм "Невероятные приключения Адель", который будет показан на закрытии, - тут же парировал ведущий встречи Петр Шепотинник.

     - На выходных немного поупражнялся, - заулыбался Бессон.

    Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

    И продолжил:

    - Мы уже можем поздравить 17 фильмов, которые были отобраны в конкурсную программу фестиваля. Они уже в каком-то смысле победили.

    Нетерпеливые слушатели вовсю начали намекать на то, что хотели бы услышать, кто же будет лучшим из лучших.

    Бессон даже привстал с места:

    -The winner is….(Победителем является….) - начал объявлять он, как на "Оскаре", когда вскрывают вожделенный конверт. И тут же рассмеялся, мол, так я вам и сказал.

     -  Сердце - вот единственный критерий, - сказал кинорежиссер о своих методах оценки. -  Мы все судьи: когда смотрим фильм так или иначе судим его. Платим пару евро за билет, а потом выходим из кинозала и либо говорим друг другу "Куда мы идем ужинать?", либо "Какой хороший фильм - я хочу его пересмотреть". Но интересно, что сердца у нас у всех разные,  мы приехали из разных стран и представляем различные  культуры, и именно  это наиболее привлекательно для меня.  Момент, когда мы будем обмениваться диалогами: почему  одно сердце расположено к такой-то картине, а другое - к совсем иной.

    Искусство - единственная страна, где не нужны никакие визы, - продолжил Бессон -  Неважно какой у вас паспорт. Когда мы встречаемся с творческим человеком, мы не спрашиваем его документы, а смотрим, есть ли ему что сказать. Например, недавно в Лос-Анджелесе я встретил Михаэля Ханеке. И общение с ним было просто замечательным.

    - В чем разница между кино, как искусством и кино как коммерцией?

    - Честно говоря, я никогда не понимал ее. Когда вы приходите в кино, разве за один фильм надо платить, а другой показывают бесплатно? Так не бывает. Было снято огромное количество малобюджетных  фильмов, которые  имели успех и принесли  большую прибыль. Хорошие новости заключаются в том, том что, независимо от того, сколько миллионов евро или долларов вы потратите на производство фильма, цена билета останется той же - она одинакова. И это, кстати, делает кинобизнес исключением из всех прочих разновидностей бизнеса.

    Я одинаково плакал на просмотрах Ханеке, Тарковского и Диснея. И вчера вечером я тоже плакал, когда смотрел футбольный матч Франции с Мексикой. Это худший французский "фильм", который я видел. Вива Мексика!

    Знаменитый режиссер из Великобритании Джон Ирвин - председатель жюри конкурса "Перспективы", напротив, показал себя не как добродушный  остряк, но как знающий толк в жизни сибарит.

    - Для меня честь участвовать в жюри. Это очень почетная работа судить фильмы других. Мы не критики, мы -  практики. И я не думаю, что мы будем отмечать какие-то галочки и ставить пункты. У нас нет формуляра, который мы бы заполняли. Смотреть кино - это дорога, которая нас может привести к новым открытиям. Я надеюсь, что мы будем удивляться впадать в ярость. Что наши коллеги своими работами бросят нам вызов.

    Искусство кино, прежде всего, основывается на сюжете. Оно рассказывает какую-то историю. И я буду ждать такую историю, которая будет хорошо рассказана. Я жду этого ощущения, когда история полностью меня захватит. Я не собираюсь оценивать техническую сторону вопроса. Впечатление от фильма - это что-то вроде того, когда вы пьете хорошее вино. Когда с первого глотка вы чувствуете, что  оно фантастическое и вам хочется снова его попробовать.

    На вопрос обозревателя "РГ" "Вкус какого вина вам напоминает русское кино?"  Ирвин ответил так:

     - Когда я был студентом, то часто ходил в Лондоне в русский  ресторан, который назывался "Голубой попугай". Так что мое знакомство с русскими винами состоялось там. Они были замечательные, и цены у них были хорошие.  Подозреваю, что  алкоголя в них было процентов 15. Сейчас я бы предпочел самое сильное вино -  Ширас, которое делают в Австралии. Я имею в виду сильные ощущения.

    В 60-е годы, когда мне было 20, я снимал много документальных фильмов. Один даже запретили к показу британские киноцентры. Он о девушках, которые в Сохо занимаются стриптизом. В середине 60-х в Лондон приехал советский режиссер Григорий Александров вместе с женой - актрисой Любовью Орловой. Они попросили меня показать им ночные клубы в Сохо. После шоу, которое было грустным и жалким, мы поужинали во французском ресторане, и они спросили, не хочу ли я поехать в Россию и снять там фильм? Мы всю ночь проговорили, обсуждая этот фильм... И с тех пор я о них не слышал. Так что тогда я впервые обсуждал возможность поездки в Россию, и наконец-то добрался сюда.

    Ирвина спросили о том, какие проблемы он видит у начинающих режиссеров - ведь смотреть в конкурсе они будут молодое кино

     - Я - креативный директор  подразделения, которое работает с молодыми режиссерами, крупнейшего  мирового фестиваля "Сандэнс".  И в течение 9 лет каждый год 3 недели, с такими режиссерами, как Майкл Хоффман и Гай Ричи, мы отбираем 8 сценариев из 400, которые нам присылают. Это все сценаристы и режиссеры, которые первый раз в жизни снимают кино. Мы даем  им очень простую команду сотрудников и актеров и  предлагаем  поставить три сцены из их сценария. И я заметил, что молодых неопытных режиссеров больше волнует техника. Они приходят в ужас от необходимости общаться с актерами. Они полдня могут разрабатывать один панорамный кадр, но взаимодействие с актерами практически отсутствует. Так что обычно после  первого дня съемок, я  беру мониторы, которые стоят на площадке, и выбрасываю их. Потому что режиссеры  не должны стоять спиной ко всем, глядя в маленький экранчик. Многие режиссеры таким образом прячутся - им не хватает уверенности в себе. Все технические термины можно узнать из книжек. А с актерами нужно работать.

    Работа с актерами  - это как езда на породистых лошадях. Они все разные, у них свои характеры, они бывают ужасно упрямыми, рвутся в каком-то направлении. Но на   самом деле актеры -  самые обделенные люди на площадке - они не получают того профессионального внимания, которое заслуживают.

    В Америке, например, актеров очень балуют и перехваливают. Но это не то внимание, которое им требуется на самом деле. Они получают много материальных благ. И после того, как добиваются успеха, просто сходят с ума.

    Ирвин аристократично улыбнулся после этой фразы, и зал понимающе рассмеялся...

    сегодня на фестивале

    "Следы на песке". Реж. - Ивайло Христов, Болгария (конкурс). Драма о человеке, который бежал от несчастной любви на Запад, прошел лагеря для беженцев, стал дальнобойщиком в США и вернулся в родной город в надежде вернуть свою первую любовь. "Октябрь". 15.30.

    "Вниз по течению". Реж. - Вентура Понс, Испания (конкурс). История медсестры, прошедшей опыт военного конфликта в Африке. Даже и вернувшись в Барселону, она не может забыть пережитого. "Октябрь", 16.30.

    "Берлин, Боксхагенер платц". Реж. - Матти Гешоннек, Германия (конкурс). Напряженный 1968-й, Берлин разделен стеной, в Праге - советские танки. В Восточном Берлине живут бабушка Отти, внук-пионер Хольгер, отец-полицейский и мать-учительница. Пионер Хольгер начинает играть во взрослого: бдительно за всеми следить. К добру это не приведет. "Октябрь", 16.00.

    "Реверс". Реж. - Борыс Ланкош, Польша ("Перспективы"). Варшава, 1950-е годы. Сабине уже за тридцать, и она никак не может выбрать достойного человека. Пока не появится Бронислав... "Октябрь", 21.00.

    "Ливан". Реж. - Шмуэль Маоэ, Израиль ("Восемь с половиной фильмов"). Двадцатилетние парни пытаются остаться людьми в шквале первой ливанской войны. "Октябрь", 19.45.

    "Брестская крепость". Реж. - Александр Котт, Россия (гала-премьеры). Ветеран Великой Отечественной войны не может забыть дни, когда пятнадцатилетним подростком он оказался в самом пекле первых дней атаки гитлеровцев на Брестскую крепость. "Октябрь", 22.00.

    Поделиться