16.06.2010 23:17
    Поделиться

    В Новгородской области создан музей гвоздей

    Основу необычному музею в Боровичском районе положили находки, поднятые со дна реки Мста

    Гвозди крошечные и огромные, прямые и причудливо загнутые, от сантиметра до метра в длину - целый музей гвоздей собрал Валерий Артемьев, путешественник и один из основателей компании, развивающей водный туризм на Мсте.

    Музей под названием "Его величество гвоздь" расположен в деревянном домике за окраиной деревни Ровное, на одном из порогов Мсты. Отсюда, со дна реки, и было поднято большинство его экспонатов, относящихся к тому времени, когда Мста была судоходной.

    - Это небольшая речка до 1852 года была самой интенсивной транспортной артерией Российской империи, не больше и не меньше, - рассказывает Валерий Артемьев. - По сути, функции, которые сегодня выполняют нынешние автомобильная и железная дороги Москва - Санкт-Петербург, выполняла река, по которой и шел основой грузопоток. Только представьте - за одну навигацию здесь проходило 6-7 тысяч барок! Интенсивность движения была колоссальная. Перед началом навигации воду в реке поднимали больше чем на три метра, и скорость течения увеличивалась до 20-25 километров в час. И вот эти махины неслись друг за другом, на восемнадцатиметровых веслах висели по пятнадцать человек, пытаясь хоть как-то управиться в бешеном течении, но получалось не всегда.

    По несколько барок за каждый сезон неизбежно гибли и оставались на дне Мсты. Бревна давно сгнили, а часть крепежей мы поднимаем со дна до сих пор.

    О каждом из гвоздей и креплений, находящихся в музее, Валерий Артемьев может рассказать целую историю. Например, длинные прямые гвозди - с бортовой обшивки барки, потерпевшей крушение в районе порога Гверстка. Пришедшие в конечный пункт барки разбирали, аккуратно вынимая такие гвозди, чтобы затем использовать их повторно. Совсем иначе выглядят корабельные гвозди Петровской эпохи - до половины их забивали прямолинейно, а затем каким-то хитрым образом заворачивали в теле бревна в обратную сторону. Никакая качка не могла расшатать скрепленные таким образом бревна - держались намертво. Огромная скоба с зазубренными концами тоже разновидность гвоздя, ею скрепляли сразу по четыре бревна. Неказистый с виду и не поражающий своими размерами гвоздь примечателен тем, что был изготовлен на Демидовских железоделательных заводах на Урале, а в Боровичском районе оказался в начале XVIII века, во время самых первых работ по обустройству навигации на Мсте. Еще один небольшой, согнутый в бараний рог гвоздик привезен сюда с Рюрикова городища, где некогда находилась резиденция новгородских князей, и датируется XI-XII веками.

    - А вот, посмотрите, толстый кованый гвоздь, закрученный в штопор. Или еще такие же - разорванные, как какие-нибудь гнилые веревки. Какая огромная силища нужна, чтобы такое сотворить! - продолжает Валерий Артемьев. - В одном из отчетов Министерства путей сообщения Российской империи сказано, что в зиму с 1902 на 1903 год в районе Опеченского Посада толщина льда на Мсте достигла полутора метров. В результате весной весь лед сошел, а в этом месте осталось ледяное поле протяженностью несколько километров. Чтобы избавиться от него и начать навигацию, решили максимально повысить уровень воды. И поле действительно тронулось, но не раскололось и так понеслось вниз по течению. Причем с огромной скоростью - расстояние в 24 километра от Опеченского Посада до Боровичей оно преодолело меньше чем за 45 минут, сметая все на своем пути. В нашем музее есть и фотографии разрушений - возможно, это первый в России фотоотчет с просьбой дать денег на восстановление технических конструкций. Так вот, очень вероятно, эти гвозди были изуродованы именно во время того катастрофического ледохода.

    Постепенно коллекция гвоздей начала разрастаться, сейчас здесь есть гвозди самых разных назначений со всех концов страны. Валерий Артемьев жалеет, что пока не может оформить музей по-солидному, выставив все собранное, - пока в экспозиции находится разве что десятая часть коллекции. А Мста тем временем преподносит все новые находки: ежегодно ледоход меняет дно, извлекая новые гвозди, каждый из которых - маленький кусочек российской истории.

    Поделиться