17.06.2010 06:20
    Поделиться

    Верховный суд определил, какой приговор должен ждать главаря преступного сообщества

    Самым серьезным и опасным преступникам, а главное - их организаторам Верховный суд нашел статью, по которой они будут сидеть дольше и дальше.

    Примерно так можно сформулировать суть постановления пленума Верховного суда, которое сегодня публикует "Российская газета". Речь в документе идет о судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества или участии в нем.

    О жестокой иерархии в криминальном мире написаны горы книг и снято море фильмов. Но что любопытно - ни в одном российском законе ни о какой "табели о рангах" преступного мира не говорится. И поэтому суды, занимаясь большими и малыми бандами, столкнулись именно с этой проблемой. И как результат, так называемая "шестерка" - мелкий исполнитель, по уголовным статьям закона оценивался наравне с главарем банды, который всем рулил.

    Поэтому документ, который подготовлен самыми опытными судьями страны, важен, актуален и в нем нуждаются нижестоящие суды, когда слушают дела настоящих преступных сообществ. В постановлении речь идет о применении судами новой редакции статей 35 и 210 Уголовного кодекса.

    В этих статьях по инициативе президента Дмитрия Медведева появилось более жесткое наказание тем, кто командует преступными кланами. Летом прошлого года Дмитрий Медведев потребовал от силовиков придумать, как бы эффективнее бороться с организованной преступностью в целом и террористическими группами в частности. Тогда же президент озвучил одну из своих идей - сделать наказание для лидеров преступного мира более суровым и жестким. Уже в начале осени такие предложения были представлены главе государства. Законодательную инициативу президента оперативно рассмотрели Госдума и Совет Федерации. Это и были поправки в статьи 35 и 210 Уголовного кодекса РФ. Так в УК появилось определение человека, "занимающего высшее положение в преступной иерархии".

    После этого наше законодательство фактически сблизилось с международной Конвенцией по транснациональной преступности. Что очень хорошо. И тут же притормозило, столкнувшись с практикой. Когда дело дошло до конкретного применения этих поправок, то "на земле" российские суды уперлись в то, что суть этого определения больше нигде не была раскрыта. Поводом для пленума Верховного суда и стала необходимость изменений в статьях 210 и 35 УК. Потому как возникло сразу много вопросов. Например, такие: каковы признаки преступного сообщества, как понимать руководство преступным сообществом?

    Надо сказать, что два года назад, в 2008 году, Верховный суд уже принимал постановление об организованной преступности. В нем было и само определение преступного сообщества, и то, из каких элементов оно состоит. Но время показало, как сильно меняются методы торговцев оружием и наркотиками, как становятся все более изощренными бандиты. Специалисты говорят, что в большом преступном мире четко наметилась тенденция разделения криминального труда. Поэтому пленум в очередной раз уточнил непонятные для правоприменения определения. Ну например, в законе написано об ответственности за "координацию преступных действий". А что это такое и как это понимать?

    В публикуемом документе подготовлены новые разъяснения по применению уголовной ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации), за руководство им или входящими в него структурными подразделениями и за участие в них.

    Раскрыты в документе и такие важные понятия, как прямое или косвенное получение выгоды от преступления.

    Документы прежнего пленума 2008 года по тому же вопросу признаны утратившими силу.

    Документ публикуется на с. 17

    Поделиться