10.06.2010 06:20
    Поделиться

    Элеонора Шашкова: В глаза Вячеслава Тихонова невозможно было не влюбиться

    Ассоциировать актрису Элеонору Шашкову с ее героиней из "Семнадцати мгновений весны" стали не сразу. По сценарию жене Штирлица было за сорок, а самой актрисе на момент съемок исполнилось 35. Для роли ее искусственно состарили. Лишь с возрастом, когда Шашкова стала внешне походить на свою героиню, к ней "прилипло" выражение "Жена Штирлица".

    Впервые же на киноэкране Шашкова появилась, будучи студенткой второго курса Щукинского училища. Тогда начинающей актрисе досталась эпизодическая роль в фильме "Две жизни", а главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Затем Элеонору утвердили на роль Марии Николаевны, жены опытного разведчика Тульева в знаменитом шпионском фильме "Ошибка резидента", которую исполнил выдающийся актер Георгий Жженов.

    - Георгия Степановича Жженова я вообще считаю своим крестным, - рассказала мне актриса, - фильм вызвал большой успех у зрителей, и впоследствии были поставлены продолжения: "Судьба резидента", "Возвращение резидента"... Это было хорошее советское кино - фильм часто показывали по ТВ, как и "Тени исчезают в полдень", где я сыграла Стешу.

    - На вид Вячеслав Тихонов недоступен, отстранен: трудно ли с ним было работать?

    - Нет, нетрудно: Вельяминов, Жженов, Тихонов были доброжелательными и могли подсказать мне на съемочной площадке. Я им за это благодарна. Я была тогда неопытной, молодой и только начинала сниматься. Тихонову говорила: "Помните, как вы приехали помочь мне на съемочной площадке?"

    - Как это произошло?

    - На экране жена Штирлица появлялась лишь в одном эпизоде. Но какой он получился! Сцена встречи Штирлица с женой длилась 5 минут 30 секунд. На предварительном просмотре картины предложили режиссеру Татьяне Лиозновой сократить сцену в 10 раз. Но режиссер была непреклонной и отстояла первоначальный вариант.

    - Где снималась сцена встречи вашей героини со Штирлицем?

    - На Киностудии имени Горького. Тихонова не было. У него был выходной - первый за полгода. Как играть в камеру эту сцену? Тихонов не выдержал, приехал на съемки. Сел у камеры, стал мне подыгрывать глазами. А в эти глаза невозможно было не влюбиться. Приехал Микаэл Таривердиев и на смонтированный эпизод написал музыку. Эту сцену рассказал писателю Юлию Семенову засекреченный разведчик. Но ему на свидание привозили жену с ребенком. Татьяна Лиознова понимала, что ребенок эмоционально "перебьет" всё, сняла сцену без ребенка, осталась только любовь.

    - Повлиял ли успех в "Семнадцати мгновениях весны" на вашу судьбу?

    - Нет, я никогда его не ощущала. Но сейчас вспомнили, обогрели, стали снимать и в полнометражных картинах, и в сериалах, приглашать на кинофестивали.

    - Кто ваши кумиры?

    - Жженов, Тихонов, Вельяминов. Раневская имела дар божий. На "Беларусьфильме" я снялась в картине "Спроси себя" в главной роли с Петром Вельяминовым - играла его жену.

    - Когда вас не снимали, вы без работы не оставались?

    - В театре работаю всю жизнь. С того момента, как меня взяли в Театр им. Вахтангова, я его не покидала.

    - Как изменился зритель?

    - В начале перестройки было тяжело играть. Сейчас в театре переаншлаг - не хватает билетов. Последняя постановка "Дяди Вани" идет с большим успехом у зрителей.

    - Сейчас российский кинематограф все чаще стал обращать внимание на незаслуженно забытых актеров старшего поколения. Вы сыграли Екатерину Фурцеву в биографическом сериале "Утесов. Песня длиною в жизнь", Инну Анатольевну в фильме "Грехи наши"... А сегодня где продолжаете сниматься?

    - Мне предложили сыграть роль учительницы в фильме с рабочим названием "Гламур". Мою героиню зовут Элеонора Петровна. В другом фильме "Как я познакомился со своей мамой" я играла бабушку.

    Поделиться