01.06.2010 06:52
    Поделиться

    Дмитрий Зеленин: Жизнь наша - она все-таки не "Сапсан"

    Дмитрий Зеленин приглашает известных людей к себе в область - платить налоги

    Направо - Москва, налево - Питер. Или наоборот. Географическое положение Тверской области диктует ей роль места отдыха столичных жителей и транзитного региона. Близость мегаполисов дает представление жителям о том, что такое "высокий стандарт потребления". Когда мимо тебя каждый день проносятся поезда из одной столицы в другую, трудно справиться с желанием прыгнуть в один из них и уехать за своей удачей. А чем живут те, кто все-таки справился?

    Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин побывал на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" и рассказал о том, как "зеленые" электрички уживаются с "Сапсаном", жители селигерских сел - с туристами, зоны трезвости - с рекламой пива.

    Российская газета: Передают: в Тверской области паводок, размыло дороги. У вас происходит что-то из ряда вон выходящее или все так, как обычно?

    Дмитрий Зеленин: Паводок в Тверской области случается каждый год в четырех районах. Он затрагивает приблизительно человек 80-150 и проходит достаточно спокойно. Но раз в 20 лет, в очень снежные годы, затапливает другие муниципалитеты, которые обычно от половодья не страдают. Это определенный стресс для населения.

    В этом году подтопило Осташков. Озеро Селигер, на котором он стоит, - замкнутая система, из него ничего не вытекает, а впадает очень много речек. Прошли дожди, и уровень воды поднялся на 11 сантиметров выше критического. Но обстановка там достаточно спокойная. Населению предлагали, но никто уезжать не хочет. Подтоплены 50 дворов, пострадали в основном огороды и два подвала. Потом мы посчитаем ущерб, компенсируем его жителям и муниципалитету. В общем, ничего страшного.

    РГ: А по телевизору показывали размытые дороги.

    Зеленин: Дороги размыло не там. Около Селижарова на Волге есть плотина - бейшлот. Выше по течению - Верхневолжские озера, целое водохранилище. Находится в федеральном управлении. В этом году начали сбрасывать воду с опозданием, а потому большими объемами. Уровень ниже бейшлота сильно поднялся, смыло две дороги. Если бы ФГУП "Канал имени Москвы" чуть-чуть раньше начало сбрасывать воду, но меньшими объемами, ничего бы не было. Конечно, все восстановят. Но это миллионы рублей.

    Наша жизнь - не "Сапсан"

    РГ: Замечательный поезд "Сапсан". Но люди, которые живут возле железной дороги, страдают - из-за отсутствия путепроводов, пешеходных переходов часами не могут перебраться на другую сторону. Когда его пустили, были отменены электрички, на которых народ добирался на работу. Это неизбежная плата за технический прогресс?

    Зеленин: Хочу обратить внимание на два существенных момента. Во-первых, с Октябрьской железной дорогой, а это одно из подразделений РАО РЖД, у нас налажено отличное взаимодействие. Поэтому, когда появилась информация о том, что "Сапсан" пустят, никаких особых тревог у меня по этому поводу не возникло. Каждый год что-то менялось, скорость прохождения поездов увеличивалась на 3-4 минуты. Но проблемой это не становилось. Проблемой стал не пуск "Сапсана", проблемой стала отмена многих электричек.

    Если бы нас предупредили за полгода, мы бы согласовали маршруты, нашли коммерсантов-перевозчиков. Они бы закупили автобусы. Но никто не предупреждал нас, что расписание поменяют настолько катастрофически.

    РГ: А второй момент?

    Зеленин: Он более серьезный. У нас зачастую дворцы соседствуют с землянками. Ситуация с "Сапсаном" не исключение. Представьте: с одной стороны, заплеванная электричка, на которой ездишь ты, а, с другой стороны, роскошный поезд, который двигается мимо тебя с большой скоростью, а ты на нем не можешь поехать. Жизнь наша - она все-таки не "Сапсан".

    Если бы РАО РЖД позаботилось о том, чтобы хоть чуть-чуть поднять уровень электричек тогда - другое дело. Тогда "да здравствует технический прогресс"!

    РГ: Если бы электрички были чистыми, поезда перестали бы забрасывать камнями?

    Зеленин: И раньше кидали снежки в проходящие поезда, и теперь продолжают кидать. Количество эпизодов если и увеличилось, то в рамках статистической погрешности. Приблизительно раз в полтора года у нас заседает антитеррористическая комиссия, которую я возглавляю, и всегда делаются предложения, даются рекомендации, что надо сделать, чтобы минимизировать и эту угрозу. Не все они, к сожалению, выполнены.

    А есть, конечно, просто разгильдяйство. Пример: в связи с подготовкой к пуску "Сапсана" стали аннулировать пешеходные переходы. Народ напрягся. А суть в том, что, например, на расстоянии 300 метров от одного из таких закрытых переходов есть мост - надземный переход. Никто туда дойти не хочет. Люди, рискуя жизнью, ходят по-старому.

    Я разбирался в этом вопросе. Рассказал главе муниципалитета, что надо сделать - просто перенести ряд магазинов, ларьков, автобусных остановок к переходу. Заасфальтировать дорожку, фонари поставить хотя бы на расстоянии 100 метров друг от друга. И в общем-то вопрос будет снят.

    РГ: Мы знаем, что вы вели переговоры с железнодорожниками о том, чтобы вернуть электрички в расписание. Что происходит сейчас?

    Зеленин: Многие отмененные электрички восстановлены на лето и будут продолжать ходить осенью. Для людей кризисных ситуаций уже не будет, изменения будут согласовываться. Но для областной власти это не окончательное решение проблемы. Объясню, в чем тут дело.

    Есть главный путь, и нам всегда говорили, что движение электричек по нему рентабельно. А есть так называемые широтные пути, то есть ответвления от главного. Это, по терминологии железнодорожников, малодеятельные участки, по которым ходит один или два раза в сутки электричка. И она, конечно же, ни при каких обстоятельствах не окупается.

    Этот год - второй, когда мы объявляем конкурсы на перевозку людей по широтным путям. РАО РЖД их выигрывает, а мы за эту перевозку платим деньги. Так как это контракт, то мы поставили условие, что электрички должны быть чистыми. У нас есть специальная служба, которая время от времени проверяет, по расписанию ли ходят электропоезда и в каком виде.

    В результате мы знаем, насколько мы субсидируем наших граждан и эффективно ли это. У нас есть возможность посчитать, что выгоднее и правильнее: продолжать платить субсидии из областного бюджета или перевести их на муниципалитет, или вообще использовать средства для организации автобусного движения? И мы это делаем. За два-три года все проблемы можно отрегулировать.

    Но когда отменили электрички на главном пути и дешевый поезд "Юность", это для нас стало новостью. Они нерентабельные, говорят железнодорожники. Но услышал я об этом только в феврале на совещании в минтрансе.

    Теперь мы, конечно, включим и их в госзаказ. Но для этого придется минимум полгода работать: все посчитать, договориться о расписании, наметить конкурсы, изменить бюджет.

    Надежда есть, фонда нет

    РГ: А вы, кстати, в Москву на "Сапсане" добирались или все-таки на машине?

    Зеленин: На машине, и хорошо понимаю, о чем вы спрашиваете. О дорогах. На дороге Москва - Рига есть участки, которые можно смело сравнивать с европейскими шоссе. Но из 250 километров этой трассы, которые проходят по территории Тверской области, таких "европейских" немного. Реконструкция идет медленно, со скоростью 30-40 километров в год.

    Областных дорог у нас 16 тысяч километров. И еще приблизительно 8 тысяч километров муниципальных. Это, если сравнивать с Московской областью, ровно в 10 раз больше в расчете на каждого жителя.

    Из этих 16 тысяч мы за год серьезно ремонтируем 70 километров. Представляете, чего мы добь емся такими темпами? Но на этот ремонт вместе с содержанием дорог уходит 8 процентов областного бюджета. Это примерно треть реальной потребности. Удается достаточно исправно содержать только так называемую "опорную сеть" - дороги, по которым проходит не меньше двух тысяч автомобилей в сутки. Таких у нас примерно тысяча километров.

    РГ: Премьер-министр недавно сказал: дороги у нас плохие, надо строить, ремонтировать. И теперь все согласились вернуться к старой идее и создавать региональные дорожные фонды. Это дает надежду?

    Зеленин: Надежду - да, но наполнения этого дорожного фонда не дает. Определенных мыслей по поводу того, откуда в нем появятся деньги, пока никто не высказывает.

    Раньше дорожный фонд наполнялся за счет оборотных налогов. Это анахронизм, их не должно быть вообще. Но при слове "фонд" у всех дорожников в голове - оборотные налоги, которые прежде гарантировали наличие в нем денег. Средств было в два раза больше, чем сейчас. И на самом деле повышение финансирования в два раза как содержания, так и ремонта упростило бы ситуацию.

    РГ: Одно из предложений мин транса - убрать транспортный налог и повысить акцизы на бензин. И доход разделить пополам между федеральным центром и регионами.

    Зеленин: Цены на бензин и так высокие. У нас он уже дороже, чем в США.

    РГ: Сейчас планируется строительство еще одной федеральной - платной - автотрассы Москва - Санкт-Петербург через Тверскую область. Жители Тверской области выиграют или проиграют?

    Зеленин: Уже все решено, проговорено со всеми муниципалитетами, не только районными, но и поселенческими. Предусмотрены проходы для людей, даже животных. Конечно, единичные проблемы будут. Если бы вы привыкли ходить в лес за грибами и вдруг его поделили на две части, наверное, вы бы посчитали это поводом для возмущения.

    Что у вас, ребята, в кошельках?

    РГ: Почему не удалось сделать на Селигере особую экономическую зону рекреационного типа?

    Зеленин: Мы подавали заявку, но не выиграли конкурс. Победили те, кто готов вложить в инфраструктуру больше, чем мы. Но зато мы уже с начала 2009 года третьи в Центральном федеральном округе по численности туристов, которые приезжают к нам отдыхать. Опередили даже Владимирскую область с ее Суздалем. Я надеюсь, что в середине следующего года опередим Московскую область. Мы близки к этому, туристический поток к нам достаточно хорошо растет - на 15-20 процентов в год и более. В прошлом году наш регион посетило более 2 миллионов туристов (с учетом транзитных туристов).

    РГ: Когда к вам на озера приезжают люди с рюкзаками и палатками, они оставляют в области что-либо кроме мусора? Дают налоги, рабочие места?

    Туристический поток в Тверскую область достаточно хорошо растет - на 15-20 процентов в год

    Зеленин: В региональной туристической сфере сегодня занято более 10 000 человек, большинство из которых - жители области. Было время, когда один условный турист оставлял в день всего 200 рублей. Сейчас эта цифра раза в три больше. То, что самодеятельное население зарабатывает на Селигере, однозначно. Это десятки тысяч постоялых мест, которые, конечно же, не обложены налогом. Другой момент, что стоимость человеко-дня невысокая, не то что в Москве или Сочи. Поэтому нажимать на этих предприимчивых граждан сильно нельзя. Можно научить муниципалитет или поселение, как добиться большего налогообложения. И мы это делаем. У нас есть мобильные офисы налоговой службы, они летом ездят по дачным местам и собирают налоги.

    РГ: Если вы по туризму перегоните Московскую область, экономически это будет выгодно. А экологически? Выдержит ли тверская природа?

    Зеленин: Тверская область в два раза больше Московской. Каждый район в два раза больше, чем Москва. А есть и в три, и в четыре раза больше. Конечно, за каждой свалкой милиционера не поставишь, но есть специальные приемы: перекрываем съезды в лес, устраиваем места, куда можно выбросить мусор. Это специальная программа, и в целом она работает.

    На самом деле давление на экологию есть всегда, но от туристов оно меньше, чем от весеннего пала, когда горят травы. Это просто идиотизм: человек выходит из деревни, поджигает траву, чтобы ему было легче пахать или косить, и в результате сгорает его деревня.

    От этого страдают почва, реликтовые растения, горят лесополосы. Хищение лесов я бы поставил на второе место по экологическому вреду. Не только лес воруют - его рубят не там, где надо. Тут бессильна и федеральная власть.

    РГ: Другая сторона дела: Тверская губерния готова накормить большой поток туристов?

    Зеленин: Тверская область - самообеспеченная по мясу птицы, по свинине, по молоку. Только зерна у нас недостаточно. Правда, Тверь всегда была продавцом продовольствия на российском рынке.

    Надо заботиться о том, чтобы тверские продовольственные товары были доступны покупателям. У нас есть программа строительства 83 сельскохозяйственных рынков. Она реализуется, открываем по 5-6 рынков в год. Это непростой вопрос. За бюджетные деньги рынки строить нельзя: если потратить 15 миллионов рублей на здание, а потом его эксплуатировать, ясно, что будет коррупция. Лучше рынок пусть строит кооператив и сам им потом управляет. А мы ему половину затрат на строительство компенсируем.

    Еще одно направление - продвижение тверских товаров в продовольственные сети. Есть специальное соглашение с ними на этот счет, и я лично контролирую, какой процент тверских товаров в тверских сетевых магазинах. Считаю, что от 30 до 50 процентов в среднем по всем сетям - это хороший результат.

    РГ: Выдвигаете лозунг "покупайте тверское"?

    Зеленин: с. Я был либералом до мозга костей и все время рыночные условия продвигал. Но в результате выяснилось, что только с либеральными инструментами управления ничего у нас не получается. Может, в связи с большой территорией, со спецификой исторической, но без административного ресурса нельзя. Соответственно, любой лозунг - это средство воздействия через административный ресурс.

    С другой стороны, каждый производитель считает, что его товар лучше всех. А его не пускают в сети потому, что коррупция. На самом деле в половине случаев все не так. Товар не в той упаковке, не того качества, не так поставляется. Но пока ему не объяснишь это, не приведешь его в эту торговую сеть и не принудишь заключить контракт, ничего не получается.

    Оборотистая декларация

    РГ: По итогам декларационной компании вы объявлены самым богатым губернатором. Но на своем сайте вы объясняете, что в декларации указана некая виртуальная сумма. Что же на самом деле?

    Зеленин: У нас раньше был налог на оборот операций по ценным бумагам, по дивидендам. Сейчас налога нет, но тем не менее в налоговой декларации соответствующая графа осталась. Если от моего имени три управляющие компании покупают и продают акции, весь этот оборот суммируется и в декларацию. На самом деле это не доходы, а оборотные средства.

    Я не в претензии. Просто надо, видимо, уточнять на федеральном уровне законодательство и заодно включить в него и декларирование расходов. Это принципиальный вопрос.

    РГ: Декларации - это действительно борьба с коррупцией или только удовлетворение обывательского любопытства?

    В регионе на 5-7 процентов подросло строительство жилья за счет личных средств граждан

    Зеленин: Я отношусь к декларированию крайне положительно, но только эффект появляется не сразу. Нужна пятилетняя статистика, тогда он проявится. И, кроме того, это полезный опыт и для чиновников - посчитать свои деньги, и для людей - посмотреть эти декларации. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что нужно и расходную часть все-таки включать в этот документ. Чтобы было видно, кто на что деньги потратил. Хотя бы частично. По ценным бумагам или по недвижимости.

    РГ: А где вы платите налоги?

    Зеленин: В Твери. Более того, я уговариваю всех перейти в Тверь и премирую благодарностями тех крупных руководителей, которые платят налоги у нас в области. Некоторые спортсмены прописаны в Тверской области и стали платить налоги тут. Реально есть человек 20-30, которые серьезно помогают области, в том числе и муниципалитетам.

    Жить стало лучше...

    РГ: У вас в прошлом году был зафиксирован рост строительства жилья. И в этом году хоть небольшой рост, но есть. Это результат действия какой-то из федеральных программ, или областной программы, или участия граждан?

    Зеленин: И то, и другое, и третье. У нас на 5-7 процентов подросло строительство жилья за счет личных средств граждан. Второй момент - в области приступили к работе крупные компании. Они продавали часть жилья Министерству обороны РФ по федеральной программе. У нас есть областная программа создания инфраструктуры под строительство, мы готовим участок под 40 тысяч метров малоэтажного строительства. Ипотека у нас тоже очень серьезная - на душу населения мы первые в ЦФО. Так что нельзя сказать, что рост происходит за счет какого-то одного фактора. Мы по всем направлениям движемся вперед.

    РГ: Виталий Гуров из Конакова задает вопрос: они были в программе по капремонту жилья. Попадут ли снова в программу другие дома?

    Зеленин: Деньги из фонда реформирования ЖКХ, которые предлагали в кризисный год, софинансирование порядка 11 процентов от муниципалитета - это очень привлекательно. Но еще немного денег осталось, поэтому есть возможность попасть в эту программу.

    Есть более суровая по условиям областная программа. Тут требуется большее софинансирование от жильцов, жестко стоит условие о наличии товарищества собственников жилья, которое необходимо, чтобы потом контролировать качество ремонта.

    РГ: Очень эмоциональное письмо прислала Ирина из Твери: оценивает вашу деятельность на губернаторском посту позитивно. Но ее очень раздражает ситуация в самой столице: преступность, освещение, транспорт, горячая вода. Спрашивает, когда вы обратите внимание на областную столицу.

    Зеленин: Я часто бываю в районах города, встречаюсь с людьми. И знаю - есть проблемы в областной столице. Надо признать, что их решение требует длительного времени. А муниципалитеты у нас не стремятся создавать программы с конечной целью. Например, из муниципальной программы по ремонту дорог должно быть понятно, в каком году каждая будет отремонтирована. Иначе количество вопросов увеличивается, каждый считает, что нужно отремонтировать именно его дорогу. Но должен быть подготовлен реестр и расставлены приоритеты. Тогда можно говорить - передвиньте эту дорогу на три года раньше, потому что, например, по ней ездит больше людей. Или, например, потому что она в совсем разваленном состоянии.

    То же и по капремонту: каждый год должен быть прописан в программе. Не общая сумма, не количество домов - это жителям неинтересно. Им интересно знать, когда именно их дом будет отремонтирован. Если он стоит в плане на 2022 год, есть повод разобраться: почему именно на 2022 год?

    Но если человек вообще своего дома не видит в плане, он считает, что о нем забыли. Поэтому такие конкретные письма и появляются.

    Стакан наполовину полон

    РГ: В Твери несколько центральных улиц объявлены зонами трезвости. А что за пределами этих зон?

    Зеленин: У нас зона трезвости есть и вокруг школ. Но проблему эту еще решать и решать.

    РГ: Говорят, на входе в зону трезвости у вас висит реклама пива.

    Зеленин: На региональном уровне, к сожалению, невозможно принять закон, который ограничивает рекламу. Федеральная антимонопольная служба будет против.

    РГ: Ночную продажу алкоголя пока не запретили?

    Зеленин: Слово за законодательным собранием, все необходимые документы туда внесены. Я исхожу из того, что должна быть "трезвая" часть суток, и расширять ее нужно поэтапно, но достаточно быстро. Мы не должны делать так, чтобы это хорошее начинание вызвало хотя бы минимальное отторжение, поэтому давление должно быть жестким, но поэтапным.

    РГ: Вы начали реализовывать новый проект: к 1 сентября кабинеты здоровья должны появиться во всех школах области. Что это такое?

    Зеленин: Это ресурсный центр, а попроще - кабинет, где учат родителей и детей здоровому образу жизни. Детям объясняют, помогают и направляют, если есть проблема.

    Для родителей там есть специальная литература, простая, красочная, с элементарными приемами, как смотреть за детьми. В этих кабинетах есть все адреса не только спортивных секций, но и больниц, психологов, кабинетов психологических адаптаций подростков. К новому учебному году такие кабинеты здоровья, здорового образа жизни появятся во всех школах области.

    РГ: Кто будет там работать? Медики?

    Зеленин: Нет. Педагоги. Но в случае необходимости они могут подключать и медиков, и тренеров спортивных, и психологов.

    Поделиться