31.05.2010 23:41
    Поделиться

    Воронежские власти поддерживают начинающих предпринимателей

    Молодые воронежские бизнесмены компенсируют недостаток опыта завидным напором, получая знания и деньги не только по разнообразным государственным программам, но и в рамках общественных инициатив.

    Яркий пример - первые итоги реализации проекта "Молодежный бизнес России". Воронежская область включилась в него в мае 2009-го (вслед за Калужской, где старт произошел два года назад). Такие проекты действуют в 41 стране мира. Их организатор - Международный форум лидеров бизнеса - привлекает в качестве партнеров госструктуры, некоммерческие организации и представителей бизнеса на местах. В наблюдательный совет входят сотрудники ряда министерств, а финансирование в Воронежской области осуществляет региональный Госфонд поддержки малого предпринимательства (в Калужской - частные предприятия).

    Участники программы (в возрасте от 18 до 35 лет) могут взять заем, пройти обучение и обрести персонального наставника из числа успешных и опытных бизнесменов.

    - Из 38 проектов 23 получили финансирование на общую сумму 3,3 миллиона рублей, - сообщил гендиректор воронежского Госфонда Юрий Лавлинский. - Даем по 150 тысяч в кредит под 12 процентов годовых на срок от одного до трех лет. Без залога и поручительства. Да, по госпрограммам на открытие дела можно получить и беспроцентный кредит, но это не приучает молодого человека к ответственности.

    К слову, некоторые из них проявили особую предприимчивость, выиграв гранты по линии службы занятости (троим ребятам выделили почти 180 тысяч рублей) и облправительства (900 тысяч на троих). В дальнейшем будут субсидироваться выплаты по лизингу оборудования, мероприятия по энергосбережению и затраты на техприсоединение к сетям.

    - Ребята посетили ряд наших семинаров по управлению бизнесом, маркетингу, вопросам налогообложения. Кроме того, мы оповещаем их о бесплатных семинарах в центре развития бизнеса при одном из банков и ассоциации выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров, - рассказала координатор проекта Ирина Горелова. - Наставники помогают выбрать вектор развития: скажем, дополнить продажу домашнего текстиля услугой по эксклюзивной вышивке или найти поставщиков техники за рубежом.

    Для многих свое дело стало продолжением хобби либо прежней деятельности в качестве наемных работников. Большинство проектов осуществляется в районах области. Ольга Юрьева продавала в Богучаре духи и, взяв кредит, открыла магазин парфюмерии и косметики. Антон Астахов из Рамони переделал устаревшее мамино кафе в спорт-бар, там теперь смотрят футбол и проводят турниры по бильярду. В селе Петропавловка появилась парикмахерская, в Россоши - профессиональные организаторы праздников. А Стас Смольянинов, которого поначалу приняли за подростка, уже организовал в Воронеже несколько крупных концертов известных рок-групп. Семь новых предприятий связано с производством или сельским хозяйством.

    А недавно десять молодых воронежских предпринимателей объединились в ассоциацию, желая помочь товарищам на этапе открытия своего дела. Аналогичные союзы уже есть в 27 регионах (в том числе - Брянской, Курской, Липецкой, Калужской, Смоленской и Тульской областях).

    Главная задача объединения - формирование у сверстников мотивации к занятию бизнесом. Сегодня среди воронежских предприятий доля малых и средних - порядка 20 процентов, через несколько лет власти хотели бы увидеть 50-60 процентов.

    - У нас около 150 тысяч студентов, среди них немало целеустремленных ребят. Их надо поддержать, потому что без опыта, рабочего и жизненного, без стартового капитала, связей и специальных знаний в области экономики особенно сложно. С другой стороны, преимущества молодых - более гибкое мышление, обилие свежих идей и готовность идти на риск, - отметил председатель воронежской ассоциации Сергей Бледных.

    Идея не слишком оригинальна: создать центр, где неофиты могли бы получить исчерпывающую информацию: как написать бизнес-план, как оформить необходимые документы… Возможно, удастся привлечь бизнес-тренеров, проводить деловые игры и обучение.

    Преимущество молодых бизнесменов- более гибкое мышление, обилие свежих идей и готовновность идти на риск

    Однако молодежь уже проявила к ассоциации определенный интерес. Выяснилось, что многие не знают, какую рыночную нишу выбрать, на какую помощь от государства рассчитывать. И это при том, что эти сведения широко представлены в СМИ и на электронных ресурсах, в том числе сайтах министерств и облправительства. Наличие проблемы признал и руководитель регионального департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Сергей Суменко:

    - Портал для начинающих предпринимателей по шаблону минэкономразвития у нас вышел "кривоватым", все переделываем. Думаю, ассоциация поможет наладить информирование. Тем более что молодежь пользуется приоритетом при оказании господдержки по всем программам для начинающих бизнесменов.

    На молодежь возлагаются большие надежды в связи с амбициозными планами областных властей - за пять лет войти в тридцатку регионов с лучшими экономическими показателями. Ведь большинство новых проектов вырастает из малого бизнеса. Развивать торговлю - в которой занято две трети малых предприятий области - глупо. Сельское хозяйство - долго. Остается уповать на сферу услуг и производство, особенно инновационное.

    В ассоциации заверили, что с приоритетами согласны. К слову, среди ее членов "производственник" один, остальные заняты в торговле, охранном и строительном бизнесе. Для продвижения научных разработок они хотят сформировать общий бизнес-инкубатор, скорее всего - на базе Воронежского госуниверситета. Он, по общему мнению, наиболее активен: менее чем за год от ВГУ "отпочковалось" семь малых предприятий. Но эксперты предупреждают: эти фирмы вряд ли смогут выжить без наставников. А за советами инноваторы почти не обращаются.

    Кстати, осенью, по словам Сергея Бледных, в Воронеже может пройти молодежный экономический форум с участием специалистов федерального уровня.

    Компетентно

    Борис Ткаченко, руководитель филиала Международного форума лидеров бизнеса в России:

    - Российские предприниматели первого "призыва" научились справляться с оперативными трудностями, задумались о стратегических вещах - и столкнулись с тем, что собственные дети не всегда хотят продолжать дело, перенимать опыт. Поэтому, наверное, такой отклик встречают предложения побыть наставниками у "посторонних" новичков. И это правильно.

    Сергей Наумов, председатель регионального союза предпринимателей:

    - За последние пару лет в стране и области анонсировалось много проектов по поддержке молодежного предпринимательства. Нас по два-три раза в месяц приглашали на встречи с ребятами, которые хотят войти в бизнес. Но мы разочаровались в болтовне. Почти все инициативы были ориентированы на "тусовку": получить грантик, съездить на Селигер - и не более. В одном из проектов вроде как 60 человек стремились к предпринимательству. Через несколько месяцев осталось двое. Зачем мы, спрашивается, время на шесть десятков человек тратили? Еще пример: до кризиса, по опросам минэкономразвития, стать предпринимателями хотело 20-30 процентов выпускников школ. Теперь еще меньше. Нужно менять сознание молодых людей. Мы рады их поддержать - но только тех, кто настроен серьезно. 

    Поделиться