26.05.2010 23:40
    Поделиться

    Сенаторы требуют ускорить принятие Госдумой закона о дегазации шахт

    Отзвуки трагедии на шахте "Распадская" дошли и до российских сенаторов. На вчерашнем заседании члены Совета Федерации пришли к выводу, что законодательство по обеспечению безопасности шахт нужно кардинально менять. И даже высказали конкретные предложения.

    Озабоченность сенаторов далеко не многообещающей безопасностью российских шахт нашла отражение в принятом ими постановлении о законодательном обеспечении безопасных условий труда в угольной отрасли. Как подчеркнул представитель Кемеровской области в верхней палате парламента Сергей Шатиров, главной задачей является создание комплексной системы мер по безопасному ведению работ в угольной отрасли.

    Казалось бы, количество нормативных актов, определяющих правила работы в угольной промышленности - около 700, - должно было избавить отрасль от катастроф такого уровня. Но большинство из них были приняты еще в СССР и к настоящему времени полностью устарели. Чтобы привести их хотя бы в приблизительное соответствие с требованиями безопасности, Совет Федерации рекомендовал Госдуме ускорить принятие закона о проведении обязательной дегазации шахт, а также внести изменения в Трудовой кодекс РФ, касающийся особенностей регулирования труда людей, занятых на подземных работах. Сенаторы считают, что необходимо усилить ответственность работодателей и руководство шахт за невыполнение норм и правил безопасности производственных процессов. Но стоять на страже порядка должны не только начальники, поэтому ответственность работников шахт за несоблюдение правил внутренней трудовой дисциплины также подлежит жесткому законодательному регулированию.

    То, что времени сидеть сложа руки у парламентариев нет, подтвердил и глава Ростехнадзора Николай Кутьин, заявив, что модернизация российских угольных компаний проходила на фоне "несоответствия между затратами на оборудование для добычи и на оборудование для обеспечения безопасности". Правда, хотя бы в плане эффективности наша угольная промышленность, по словам Кутьина, находится на мировом уровне, но вот по части безопасности наша страна причислить себя к передовикам наподобие США никак не может. Особенно страдает реконструкция вентиляции "в сочетании со стремлением хозяйствующих субъектов увеличить нагрузку на очистные сооружения", что и приводит в конечном счете к авариям. По словам главы Ростехнадзора, его ведомство активизировалось с проверками еще после аварии на шахте "Ульяновская" и в том числе занималось шахтой "Распадская", где в прошлом году было 10 остановок и 5 судебных разбирательств. Предлагалось даже дисквалифицировать директора шахты за неисполнение обязательных требований Ростехнадзора, однако суд заменил дисквалификацию "существенными" штрафами в несколько тысяч рублей. "Дальше эксплуатировать шахты в таком режиме нельзя", - заявил Кутьин и сообщил, что поддерживает инициативы минэнерго и минприроды о скорейшем утверждении норм и правил, учитывающих сегодняшнее технологическое состояние угольной отрасли.

    На фоне обсуждения ситуации на российских шахтах новости, с которыми подоспел на "правительственный час" руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин, выглядели более чем оптимистично. Оказалось, что в настоящее время Россия входит в число авторитетнейших государств мира по борьбе с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма. Очищать деньги от "грязи" наша страна научилась за 9 лет, после того как в 2001 году и был создан Финмониторинг, задача которого состояла в координации деятельности федеральных органов власти в "антиотмывочной" сфере. Кстати, в то время Россия находилась в "черном" списке FATF (международной Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) как страна с крайне слабо развитой финансовой разведкой.

    Но времена, видимо, меняются, поскольку Росфинмониторинг рассчитывает получить в июне высокую международную оценку своей деятельности по борьбе с отмыванием денег от FATF. "От выдвинутых нашей стране оценок и рейтингов будет напрямую зависеть степень доверия к России, нашей финансовой системе, в частности, к нашему банковскому сектору, а также уровень инвестиционной привлекательности российской экономики", - заявил Чиханчин, выразив уверенность, что российская "антиотмывочная" система успешно справляется с поставленными перед ней задачами. Так, к началу 2010 года Росфинмониторинг накопил в своей федеральной базе около 36 миллионов сообщений по операциям и сделкам на общую сумму в 350 триллионов рублей. А в 2009 году ведомство участвовало в расследовании 445 уголовных дел, переданных в суд, в результате чего были осуждены 180 лиц и вынесены 210 обвинительных приговоров. Сумма же легализованного дохода, включая приговоры судов, превысила 14 миллиардов рублей. Эти статистические данные, по мнению Чиханчина, позволят ей достойно выдержать экзамен перед FATF.

    Однако экзаменаторы должны будут учесть и слабые места, которые остаются в системе российской финансовой разведки. В частности, ахиллесовой пятой России является "массовый обмен денежных средств, который рассматривается как индикатор наличия теневого финансового сектора". Опасение Чиханчина вызывает и "перемещение наличных денег через границы", хотя Росфинмониторинг совместно с Федеральной таможенной службой готовит ряд нормативных актов по этому вопросу.

    Совет Федерации также одобрил закон, допускающий непарламентские партии к участию в заседаниях Госдумы и заксобраний субъектов РФ. Отныне партии, не представленные в Госдуме и заксобраниях регионов, будут участвовать в их заседаниях не менее одного раза в год. В законе специально оговаривается, что на пленарные заседания приглашаются представители всех партий, независимо от того, действуют ли на территориях субъекта РФ их региональные отделения.

    Поделиться