26.05.2010 23:49
    Поделиться

    Проблему "танцующих" мостов будут решать с помощью аэродинамических расчетов

    Исключить проблемы с "пляшущими" мостами поможет введение обязательных аэродинамических расчетов при проектировании, считают эксперты. В минтрансе намерены разработать рекомендации по строительству длинных мостов через реки, чтобы в будущем исключить их сверхъестественные колебания.

    Проблемам мостостроения было посвящено вчера совещание с участием министра транспорта Игоря Левитина. Речь шла об изменении нормативно-правовой базы с тем, чтобы предотвратить повторение инцидентов, подобных тому, что случился с недавно пущенным в строй сооружением в Волгограде. Там при сильном ветре амплитуда колебаний моста достигала метра, машины подкидывало и разворачивало в воздухе. Затем ветер, а вслед за ним и мост утихли. Испытания тяжелогружеными КрАЗами и осмотр никаких дефектов, по мнению специальной комиссии, не выявил. И движение через реку открыли вновь.

    Интересно, что ветер, который привел мост в движение, был не очень сильным - 15-17 метров в секунду, но он совпал по направлению с течением, и это привело к резонансу. Эксперты подтвердили, что мост выдержал испытание и оказался достаточно прочным. Однако такие нагрузки быстрее изнашивают его конструкцию и сокращают срок службы.

    Планируется в течение ближайших двух недель провести компьютерную экспертизу влияния ветра, в течение трех месяцев создать макет моста и испытать его в аэродинамической трубе. Математические расчеты предполагается делать за счет средств подрядчика в рамках гарантийных обязательств. Деньги на более дорогостоящее аэродинамическое испытание пока еще не найдены, а это несколько миллионов рублей. Для безопасности тех, кто ездит по мосту, уже сейчас предполагается начать работу по установке датчиков колебания, датчиков скорости направления ветра, чтобы система мониторинга могла вовремя подать сигнал о нарастании колебаний и возможном повторении инцидента.

    В дальнейшем ученые предложили установить обтекатели и рассекатели ветра, позаимствовав эти идеи из авиации, или гасители колебаний, которые используются на высотных зданиях. Но что именно поможет погасить волну, будет решено только после модельных испытаний в аэротрубе.

    Формально ответственность за "поведение" моста в Волгограде лежит в основном на областной власти, так как он является объектом регионального значения. Но чтобы подобное не повторилось где-нибудь еще, было решено внести изменения в СНИПы. Поскольку минтранс за регулирование строительства не отвечает, на совещании присутствовали представители минрегиона и Госэкспертизы. Дело в том, что без официального разрешения аэродинамические исследования при проектировании проводиться не могут, если нет специальной строки в смете. А именно Госэкспертиза проверяет всю сметную документацию и либо одобряет, либо отвергает ее.

    Кстати

    Вчера были подведены итоги расследования причин обрушения части моста на дороге М-4 "Дон", который находится между Краснодаром и Новороссийском. Инцидент произошел 20 мая - в тот же день, когда пошли волны по мосту в Волгограде. Как пояснили корреспонденту "РГ" в госкомпании "Автодор", разрушение произошло от ударов крупногабаритного транспорта. Водители грузовиков, проезжая под мостом, не обращали внимание на ограничения высоты кузовов. Фактически они бились "крышами" по "брюху" моста.

    На данный момент организована временная схема движения транспорта в обход разрушенного моста. Его восстановят за счет федерального бюджета, так как доказательств вины конкретных водителей в обрушении моста нет.

    Поделиться