17.05.2010 23:40
    Поделиться

    В 2009 году российский табачный рынок упал на пять процентов

    В России стали меньше курить. Об этом сообщила вторая по размерам табачная компания мира British American Tobacco. В ее отчете об итогах работы в первом квартале текущего года отмечается, что размеры продаж табачных изделий в России, Японии и Бразилии сократились. Причиной такой тенденции, по мнению специалистов компании, является ухудшающееся финансовое положение курильщиков.

    По данным, которые приводит генеральный менеджер компании Japan Tabacco International в России Кевин Томлинсон, темпы сокращения табачного рынка России, которые в 2009 году составили 5%, в 2010 году могут замедлиться до 2-2,5%. Если в первом квартале этого года объем рынка снизился на 10%, то во втором квартале уже можно рассчитывать на улучшение ситуации. Резкое снижение показателей в январе-марте этого года он объяснил более высокой базой прошлого года, когда кризис еще не дал о себе знать в полную силу.

    С середины лета может возобновиться рост, он будет постепенным и продолжится в 2011 и 2012 годах", - считает Томлинсон. В этот период тенденция перехода с дорогих на менее дорогие сигарет изменится и по мере того, как у покупателей будет больше свободных денег, появится обратное явление - переход на более дорогие сигареты.

    По данным Росстата, в 2009 году российская табачная промышленность произвела 409 млрд сигарет и папирос, что на 1% меньше, чем в 2008 году.

    - Я не стал бы сейчас так драматизировать результаты прошлого года и начала нынешнего, - говорит гендиректор Ассоциации производителей табачной продукции - "Табакпром" Вадим Желнин. - Наш рынок очень инерционен, поскольку продукция формально не имеет срока годности. Всегда к концу года фабрики стараются максимально много отгрузить в торговую сеть, поскольку пока еще действуют старые акцизы. Поэтому в начале года может создаться впечатление, что производство заметно падает. Оценки продаж также не надежны. Периоды меньше чем полугодие и рассматривать не стоит. Поэтому если брать в целом итог прошлого года, объем несколько меньше, чем в позапрошлом году. Но такие вещи наблюдались и раньше. В целом объем рынка по итогам 2009 года не намного изменился по сравнению с годом предыдущим. О том, что будет в этом году, вообще судить рано. Вот подведем итоги полугодия, и тогда можно будет что-то сказать.

    Главным событием в отрасли в прошлом году была отмена сертификации табачной продукции. По мнению Вадима Желнина, это одно из важных положений технического регламента. По его словам, довольно много было возражений со стороны антитабачного лобби. На самом деле это совершенно очевидно был административный барьер. Все то, что проверялось прежде, проверяется и теперь - содержание смол никотина. А с 26 июня обязательно будет измеряться и уровень моноксида углерода. Процедуру измерения параметров в специально аккредитованных лабораториях никто, естественно, не отменял. Она была раньше, она остается и теперь, потому что у нас сертификацию заменило подтверждение соответствия в форме принятия декларации с участием доказательств третьих лиц. Эти третьи лица и есть независимые лаборатории. Как раньше они измеряли параметры, так и сейчас измеряют, а сертификация заключалась в том, что протоколы этих испытаний поступали в сертификационный центр, который, глядя в них, говорил "да, я сертифицирую". По сути, в контроле параметров продукции ничего не изменилось.

    По новым правилам производители табачной продукции должны на пачках писать вместо "Курение опасно для жизни" "курение убивает", но пока что-то таких надписей не видно.

    По словам Вадима Желнина, это требование распространяется на продукцию, которая будет выпущена после 26 июня.

    Что касается того, как кризис повлиял на рынок, то эксперт считает, что в целом уровень курения не изменился. Но потребители перешли на более дешевые марки сигарет. Потребитель, который до кризиса курил сигареты, скажем, за 30 рублей, теперь курит сигареты за 32 рубля, но это не те сигареты, которые он курил раньше за 30 рублей, потому что те стоят уже под 40. То есть потребители все равно расходуют больше денег. Кривая цен несколько поднялась, а потребитель сместился по ней немного левее.

    При этом пока нет оснований считать, что тенденция изменится в ближайшем будущем.

    Между тем Комитет Госдумы по охране здоровья разработал проект Закона "Об ограничении потребления табака". Этот законопроект является новой редакцией Закона "Об ограничении курения табака" и подготовлен в целях приведения отечественного законодательства в соответствие с положениями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

    Напомним, что более 1 млн россиян потребовали у органов власти ужесточить законодательство в сфере производства, продажи и потребления табака. Сбор подписей граждан проводился в рамках Национального общественного проекта "Россия без табака".

    Кампания проводилась под следующими требованиями - это прежде всего разработка и принятие государственной программы борьбы с табакокурением, запрет любой рекламы, прямой и косвенной, ввод наказания вплоть до уголовного за продажу табачных изделий несовершеннолетним.

    Кроме того, Лига здоровья нации совместно с Министерством обороны Российской Федерации разработала целевую программу "Армия без табака", направленную на сохранение здоровья военнослужащих. В ее рамках министр обороны РФ Анатолий Сердюков издал приказ о прекращении бесплатной раздачи табачных изделий в армии.

    Все это в дальнейшем может отрицательно сказаться на перспективах табачной отрасли в России.

    Динамика инфляции и индекса цен на сигареты в России

    Поделиться