17.05.2010 23:20
    Поделиться

    Иран доверит дообогащение своего урана Турции и Бразилии

    Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад все же смог одним выстрелом убить двух зайцев: охладить санкционный пыл западных участников "шестерки" международных посредников по иранской ядерной программе, а также нейтрализовать оппозицию внутри Ирана. В пальбе по "зайцам" не последнюю роль сыграли Анкара и Бразилия.

    В понедельник после почти двадцатичасовых переговоров министров иностранных дел Ирана, Турции и Бразилии главы этих государств подписали соглашение, согласно которому иранские власти передадут турецкой стороне на сохранение свои обогащенные до 3,5 процента 1200 килограммов урана. Взамен Тегеран получит обогащенные до 20 процентов 120 килограммов урана, которые нужны тегеранскому исследовательскому реактору для производства медицинских препаратов, в том числе для борьбы с раковыми заболеваниями. Нет сомнений, что Турция станет своеобразным банком для хранения очень дорогого груза. А в роли поставщика дообогащенного урана выступит Бразилия.

    Дальнейшие действия сторон, согласно заявлениям министров иностранных дел Ирана, Турции и Бразилии, будут выглядеть так: в течение этой недели Тегеран направит в МАГАТЭ детали соглашения. А примерно через месяц Иран передаст свой уран Турции. О времени получения иранской стороной дообогащенного бразильского топлива пока ничего не говорится. Но можно предположить, что затягивать этот процесс никто не станет. Судя по всему, именно этот пункт трехстороннего соглашения нуждался в максимально детальной проработке.

    "Подозрения исчезли. Еще раз было продемонстрировано, что все вопросы могут решаться путем диалога и дипломатии. С достижением нынешних договоренностей был преодолен серьезный кризис", - резюмировал глава МИД Турции Ахмет Давутоглу.

    Анкара оказалась идеальным для Ахмадинежада посредником. С одной стороны, братская мусульманская страна. С другой - с хорошими связями на Западе. И, наконец, Бразилия пока ни разу не давала Ирану поводов усомниться в своей способности выполнять любые ирано-бразильские договоренности на сто процентов. По словам представителя МИД Ирана Рамина Мехманпараста, Бразилия и Анкара предоставили Тегерану все необходимые гарантии для заключения сделки. А Ахмет Давутоглу чуть позже пояснил: "Если обмен не будет произведен в соответствии с условиями подписанного соглашения, направленный в Турцию уран будет срочно возвращен".

    В Тегеране уверены: теперь Западу придется отказаться от конфронтационного подхода к Ирану. Впрочем, слишком многое говорит о том, что резких изменений в политике в первую очередь со стороны США по отношению к иранскому руководству ждать не стоит. Во-первых, Запад очень внимательно проследит за деталями уранового соглашения. А во-вторых, никто ведь точно не знает, сколько именно слабообогащенного урана есть у Ирана. Не стал успокаивать западных партнеров и Мехманпараст, который вчера торжественно объявил, что Иран в любом случае "продолжит дообогащение урана на своей территории".

    комментарий

    Доктор Гюнер Озкан, турецкий эксперт по евразийским проблемам Международной организации стратегических исследований:

    - Соглашение, подписанное вчера в Тегеране, может стать настоящим прорывом в отношениях Ирана с западными странами, а также окончательно снять с повестки дня вопрос о необходимости санкций против этой страны. Достигнутые договоренности стали итогом долгой и непростой работы турецкой дипломатии. Сейчас Анкара совместно с бразильской стороной получила шанс решить дипломатическим путем главную внешнеполитическую проблему американской администрации.

    Я считаю, что это стало возможным в первую очередь потому, что на сегодняшний день Турция является для Ирана единственным подходящим посредником в регионе. И если соглашения будут успешно реализованы, Анкаре предстоит передать иранской стороне около 120 килограммов высокообогащенного урана в обмен на 1200 килограммов иранского низкообогащенного ядерного топлива. В этой ситуации Турция выступит как сугубо дипломатический посредник - иранское ядерное топливо не будет храниться в Турции.

    Василий Махровский, Стамбул

    Поделиться