13.05.2010 15:00
    Поделиться

    Музей Невьянской иконы открылся в Екатеринбурге

    В новом здании выставлены 260 образцов уникальной невьянской школы иконописи. Всего в коллекции их более шестисот, и зимой 130 икон выставлялись в Москве, в Российской академии художеств. Самая старая - "Богоматерь Египетская" датируется 1734 годом, самая "молодая" - 1919-м, по некоторым данным, иконы тайно писались и при советской власти. Коллекция формировалась более трех десятков лет. При музее действует реставрационный центр, где работают высококлассные мастера, возрождающие икону к жизни.

    Основатель музея Евгений Ройзман подчеркивает: "Этот музей открытый: любой исследователь может получить доступ к коллекции".

    Термин "Невьянская школа иконописи" введен в научный оборот в 1997 году, Невьянск был центром горнозаводского Урала. С начала XVIII века невьянские мастера писали иконы, строго соответствующие византийскому канону, который сформировался еще в V веке н.э. Школа возникла в поселениях староверов, бежавших на Урал еще при Петре I, Демидовские заводы стали мощным центром старообрядчества. Иконы писались только на заказ - для искушенных, состоятельных и искренне верующих заказчиков, которые требовали традиционной формы и высококачественного исполнения. Канон сохранился в неприкосновенности вдали от столиц, мастера не следовали модным веяниям, отказались от масляной жизнеподобной живописи.

    Невьянские иконы особенные: их отличает, во-первых, "белоликость" - выбеленные лики, во-вторых, характерная цветовая гамма, вызолоченный фон, и, в-третьих, очень высокое качество письма. При строгом следовании канону иконописцы допускали художественные дерзости, например, выводили узоры из клюквы или морошки или изображение знаменитой наклонной Невьянской башни.

    Поделиться