12.05.2010 23:22
    Поделиться

    Во Владимирском централе побывал сын американского летчика, сбитого на территории СССР 50 лет назад

    Во Владимире с частным визитом побывал Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший - сын американского летчика, сбитого на территории СССР полвека назад.

    - Я знал, что папа сбит на территории СССР, что сидел в тюрьме во Владимире и был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, но в детстве мне казалось это нормальным, - рассказал сын американского летчика. - Мой взгляд изменился 1 августа 1977 года, когда отец погиб в аварии на вертолете Эн-би-си.

    По признанию Пауэрса-младшего, в 12 лет он понял, какую роль эпизод с У-2 сыграл в истории холодной войны, и стал очень закрытым. В школе ему не нравилось отвечать на вопросы об отце. Однако огромный общественный интерес не позволил замкнуться. Ведь даже на уроках в школе, которые вел, учась в университете, ему большую часть времени приходилось рассказывать ученикам о Пауэрсе-старшем и обсуждать инцидент с У-2.

    Поэтому сначала студент, а затем аспирант поставил перед собой цель узнать как можно больше о Гэри Пауэрсе-старшем. "Пытал" родственников, его сослуживцев, работал в архивах.
    Постепенно интерес к изучению фактов биографии своего отца трансформировался в интерес к истории холодной войны, и событие, которое получило название "инцидент с У-2", стало знаковым и в его жизни.

    - Я очень часто убеждался, что ученики ничего не знали о холодной войне и нужно создавать музей холодной войны, - продолжает Гэри Пауэрс.

    Этот музей он основал в 1996 году. А через год впервые побывал во Владимире, в недавно открытой экспозиции знаменитого Владимирского централа, где 18 месяцев сидел его отец.

    Время было непростое, и тогдашнего начальника тюрьмы, одного из создателей тюремного музея Вячеслава Тихенко часто спрашивали, а не боялся ли он приглашать сына американского шпиона? Спросили и в этот раз.

    - Чего скрывать: были у меня и сторонники, и противники, - ответил Вячеслав Яковлевич. - Но я все-таки решил пригласить Гэри на открытие музея. В нем был раздел, посвященный его отцу. Какой бы ни была история, ее нужно знать.

    Сегодня в музее Пауэрса-младшего немало экспонатов из разных стран. Они связаны с кризисом на Кубе, с событиями 1947-го года в Берлине, с инцидентом с У-2, который относят к наиболее острой фазе холодной войны, и кусок разрушенной берлинской стены, символизирующей ее окончание.

    - За 14 лет я собрал артефактов на три миллиона долларов, - с американской прагматичностью оценивает их объем отец-основатель.

    Среди них есть и экспонаты, привезенные из первой поездки во Владимир: копия личного дела арестанта Пауэрса, фотографии в камере, где он сидел. Благодаря Тихенко американцу удалось встретиться с немногими оставшимися в живых служителями, видевшими его отца, и записать их воспоминания.

    Свою вторую поездку в Россию через 13 лет он приурочил к 50-летию событий в небе над Свердловском. А во Владимир приехал уже по частному приглашению своего друга Тихенко. К сожалению, из-за нехватки времени не удалось еще раз побывать в Централе. Зато удалось пообщаться с его бывшим начальником и получить новую интересную информацию.

    Ныне пенсионер Вячеслав Тихенко продолжает по крупицам собирать материалы, связанные со старинной владимирской тюрьмой, и фактически стал ее историком. Недавно он разыскал сына ответственного сотрудника, который работал непосредственно с заключенным Пауэрсом.

    Гость подробно рассказал о том, что пришлось пережить его отцу после возвращения в Америку.

    - Абель вернулся домой как герой, а оценка действий моего папы со стороны американского общества была неоднозначной. Появилось очень много статей, авторы которых знали, что он должен был делать и что не должен. Выдвигались версии о том, что он перебежал и выдал все секреты. Папа пожимал плечами и говорил: "Я вел себя правильно и честно в этих условиях. И если бы довелось пережить такое снова, сделал бы то же самое". Только через 40 лет американское правительство сказало правду по поводу этого инцидента. 1 мая 2000 года ЦРУ и ВВС США организовали посмертную церемонию вручения медали военнопленного и специальной медали от директора ЦРУ. Но дезинформация продолжает крутиться в Америке.

    Вопросы есть и до сих пор. И Пауэрс-младший продолжает давать на них свои ответы. Вот один из прозвучавших на встрече с владимирцами:

    - Первые семь дней Пауэрс открыто врал, не хотел выдавать секретную информацию. Допрашивали его по 16 часов в сутки. Звучало много угроз, но физических пыток не было. 7 мая охранник кладет ему под нос экземпляр "Нью-Йорк Таймс" и говорит: "Вы нам сказали, что выполняли учения в штате Аризона, но в газете пишут о военных учениях в штате Невада, где расположена секретная военно-воздушная база. Нужно говорить правду, потому что мы можем подтвердить все в американской прессе". И после этого на допросах папа рассказывал полную правду, когда знал, что подтверждение сказанному можно найти в американских газетах. И врал, когда знал, что это невозможно подтвердить из прессы.

    Свою версию произошедшего Пауэрс-старший дал в книге, которую написал еще в 1970 году. Пока она неизвестна российским читателям. Но, даря один экземпляр Вячеславу Тихенко, Гэри Пауэрс не скрыл, что мечтает о ее переводе на русский язык.

    - После возвращения из Владимира папа очень уважал русских, - подчеркнул сын сбитого летчика. - Рассказывал, что этот трудолюбивый народ, сохранивший семейные ценности, похож на американцев. Очень важно сохранить воспоминания и историю холодной войны для будущих поколений, чтобы не повторить ошибки прошлого. 

    Поделиться