11.05.2010 23:43
    Поделиться

    За прошлый год российская интернет-аудитория увеличилась на 20%, достигнув 39,7 млн человек

    За прошлый год российская интернет-аудитория увеличилась на 20%, достигнув 39,7 млн человек. К концу года ежемесячно в Рунет выходили 34% жителей России.

    Одна из причин активного проникновения Интернета в жизнь россиян - снижение тарифов региональных провайдеров. Согласно совместному исследованию Яндекса, ФОМ и RU-CENTER, наивысший уровень распространения Интернета наблюдается в Центральном федеральном округе, наименьший - на юге страны (в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах). При этом наибольший уровень активности пользователей наблюдается на Дальнем Востоке.

    Аудитория пользователей, выходящих в сеть из дома, достигла 79%. И все потому, что Интернет стал дешевле. Самые низкие тарифы - в Поволжье, всего 320 рублей (наиболее высокие - 1465 рублей в месяц за 1Мбит/сек.). Также выросла и скорость интернет-доступа. Средняя скорость доступа сегодня составляет 1100 Кбит/с.

    Согласно данным ФОМ, среди горожан старше 12 лет ежесуточно в Интернет выходит почти четверть (23 процента, или 21,5 миллиона человек), раз в неделю - 35 процентов (31,9 миллиона человек), раз в месяц - 40 процентов (37,4 миллиона). Установлено также, что наиболее востребованными ресурсами Интернета, к которым большинству горожан приходится обращаться хотя бы раз в месяц, являются новостные сервисы - их используют 63 процента опрошенных. На втором месте поисковики (48 процентов), на третьем - медиаресурсы, предлагающие скачивание или просмотр аудио и видео (47 и 42 процента соответственно). В ФОМ отмечают большой потенциал электронной торговли: только 16 процентов покупали товары в интернет-магазинах.

    Интернет становится значимой коммуникационной площадкой, отмечают эксперты ФОМ. 79 процентов пользователей общаются друг с другом в Сети, наиболее часто - посредством электронной почты (53 процента) и социальных сетей (43 процента).

    В глобальном плане для рунетчиков Всемирная сеть является одним из самых значимых источников информации, становясь в один ряд с телевидением. Среди суточной аудитории Интернета большая часть предпочитает в качестве источника информации именно Интернет (79 процентов) телевидению (76 процентов). Среди всех горожан Интернет пока на четвертом месте (28 процентов), первые три - за ТВ, прессой и информацией, получаемой от родственников и друзей.

    В среднем российские пользователи платят за домашний Интернет 500 рублей в месяц. Только 10 процентов юзеров отдают провайдерам 800 рублей в месяц. 22 процента пользуются тарифными планами за 300 рублей. Но цены в регионах весьма различаются: так, если в Магаданской области ежемесячно за доступ к Интернету пользователи платят в среднем 1030 рублей, что является максимальным показателем по стране, то в Архангельской области этот показатель минимален и составляет всего 326 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге плата за доступ к Сети в месяц составляет 516 рублей и 461 рубль соответственно.

    На долю широкополосного доступа (ШПД) к Интернету в стране приходится 69 процентов подключений (в том числе 41 процент - выделенная линия и 28 процентов - ADSL). Число абонентов домашнего широкополосного доступа в Интернет достигло 12 млн человек.

    По прогнозу президента сотового оператора МТС Михаила Шамолина, проникновение услуг доступа в Интернет в России через 2 года вырастет до 80% благодаря мобильному Интернету. Сотовая связь третьего поколения 3G позволяет осуществлять передачу данных на скорости до 3,6 Мбит/с и пользоваться высокоскоростным мобильным доступом. Сейчас к услугам мобильного Интернета подключается в десятки раз больше абонентов, чем к услугам фиксированного интернет-доступа.

    В то же время, несмотря на рост числа пользователей Интернета, продажи средств доступа в сеть в прошлом году резко упали. По данным аналитической компании ITResearch, в 2009 г. в России было продано чуть более 7280 тыс. компьютеров, 3960 тыс. десктопов с учетом "самосбора" и 3320 мобильных ПК. По сравнению с 2008 г. рынок компьютеров в целом показал снижение на 26%. При этом настольный сегмент упал на 33%, а мобильный - на 16%. Среди компьютеров в 2009 г. только один показал положительную динамику - это нетбуки, показавшие рост почти на 20%. Это неудивительно, поскольку нетбуки начали продаваться только в 2008 г., и превышению начальных объемов продаж на зарождающемся рынке не смог помешать даже кризис. Доля категории нетбуков среди мобильных ПК составила почти 18%.

    При этом быстрорастущий и интересный, но более зрелый рынок ноутбуков снизился на 21%. Мобильные компьютеры вплотную приблизились к показателям настольных собратьев, уже в завершающем, IV квартале года их доля в общих продажах превысила 48%. И в этом году мобильный сегмент, очевидно, обгонит настольный в натуральном выражении (а в денежном это случилось уже давно).

    Для всех без исключения отраслей в 2009 г. был справедлив схожий кризисный сценарий. По словам заместителя директора ITResearch Василия Мочара, это чрезвычайно плохое первое полугодие, когда рынок достиг "дна", и более-менее быстрое восстановление во втором полугодии. При этом, поскольку в каждой из рассматриваемых отраслей пропорции между "консьюмерской" и "корпоративной" составляющей отличаются, глубина падения была различной. Потребительский рынок чувствовал себя несколько лучше, поэтому чем меньше был его вклад, тем глубже проседал рынок. По ряду корпоративно-ориентированных отраслей (серверы, источники бесперебойного питания (ИПБ), информационные панели, проекторы), падение было наиболее глубоким. Следует отметить, что здесь же и медленнее всего идет восстановление: организации до сих пор минимизируют закупки, фактически приобретая оборудование только на замену физически вышедшего из строя. Последнее можно считать характерной особенностью прошедшего года: в отличие от всех предыдущих лет, когда "первичный" рынок превышал "вторичный", в 2009 г. практически по всем отраслям не наблюдалось расширения базы установленного оборудования.

    В целом падение по итогам года сильно варьировалось от отрасли к отрасли, от 4% на рынке плазменных ТВ или 9% на рынке ЖК-ТВ до около 40% на рынке серверов, ИБП, проекторов, информационных панелей. Если не брать "консьюмерские" товары, как, например, ЖК и плазменные телевизоры, то совокупный рынок компьютеров и периферии снизился в 2009 г. на 32% в натуральном исчислении. При этом, поскольку ИТ-оборудование традиционно дешевеет, а кроме того, наблюдался сдвиг в сторону low end решений, снижение в денежных показателях было еще более значительным.

    По мнению Василия Мочара, несмотря на ощутимую просадку рынка, итоги 2009 года являются не столь драматичными, как это представлялось еще летом. "Более того, уверенный рост во втором полугодии позволяет рассчитывать на более-менее удачный 2010 год, - говорит эксперт. - Производители и потребители в целом адаптировались к новым условиям, а чрезвычайно низкие показатели 2009 г. закладывают основу для хороших темпов роста в 2010 г. Естественно, никто не ждет немедленной коррекции к уровням 2007-2008 гг., но на данный момент, с учетом текущей макроэкономической обстановки, цен на нефть и внутренних течений рынка, прогноз на 2010 г. составляет +15% в целом по рынку компьютеров и периферии. Вероятность исполнения такого сценария на данный момент оценивается в 60%. Вероятность небольшого превышения сценария оценивается несколько выше, чем невыполнение. Вероятность значительного превышения сценария (более чем на 20%) оценивается как незначительная. При этом мы рассчитываем, что в 2010 г. должен "ожить" корпоративный сегмент, однако, скорее всего, домашние пользователи все же останутся несколько более активными. Однако итоги первых месяцев 2010 г. пока особого оптимизма не внушают. При этом надо осознавать, что текущий рост спроса и продаж очень и очень неустойчив. У большинства участников рынка после столь масштабного стресса появилась мало чем подкрепленная надежда, что восстановление, как и в 1998 г., будет носить V-образный характер".

    Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин полагает, что сейчас на рынке IT наблюдается постепенная стабилизация ситуации. Уже можно говорить о заметном улучшении конъюнктуры. Что касается прогнозов по развитию рынка в 2010 г., то эксперт полагает, что на фоне общего улучшения экономической ситуации и, в частности, ожидаемого роста располагаемых доходов населения, а также с учетом достаточно низкой базы неблагоприятного 2009 г. рост российского рынка в 2010 г. может сформироваться на уровне 15-20%.

    Поделиться