05.05.2010 23:40
    Поделиться

    В Москве безнадежно устарел каждый шестой лифт

    В Москве безнадежно устарел каждый шестой лифт.

    По данным столичного управления Ростехнадзора, к сегодняшнему дню отслужили положенный нормативный срок 15 344 лифта (почти 16 процентов), из них 9396 работают без диагностики, что является грубейшим нарушением правил безопасности. То есть жильцы подвергаются риску. В этом году уже было ЧП. В доме на Южнобутовской улице кабина упала в шахту - в результате подросток-пассажир получил тяжелые травмы.

    Чтобы избежать несчастных случаев, лифты надо вовремя ремонтировать и при необходимости менять. Но они, и отслужив свое, продолжают работать на износ. Почему - разбирался корреспондент "РГ".

    Кому лифт по карману?

    По ГОСТу срок нормальной эксплуатации лифта - 25 лет. Что свыше - от лукавого.

    Но, как правило, оборудование еще 5 - 7 лет (с учетом запаса прочности) продолжает тянуть лямку. Порядок такой: "пенсионеру" проводят диагностику, по которой принимается решение: либо продлить срок эксплуатации лифта, либо провести модернизацию. Замена - крайний случай, когда другого выхода нет. Оборудование дорогостоящее, поэтому эксплуатирующие организации стараются максимально продлить лифту жизнь - лишь бы работал. Да и не совсем понятно, кто сегодня должен менять отслужившие свое кабины и другое оборудование.

    Вот до 2007 года в Москве существовала программа по замене изношенных подъемников. Теперь ее нет - поглотила городская целевая программа по капремонту многоквартирных домов, рассчитанному на 2008 - 2014 годы. Город взял на себя обязательства отремонтировать 13 700 домов из 34 тысяч (примерно столько насчитывается в столице). В основном это постройки до 1991 года (которые капитально не ремонтировались), выше 5 этажей, без деревянных перекрытий. В общем, советский долг по "недоремонту". В программу комплексного ремонта входят и лифты.

    Как рассказали в департаменте капитального ремонта жилищного фонда Москвы, с 2008 года (начала программы) заменено 1515 лифтов, модернизировано 1910, проведена диагностика 11 тысяч. Все это за счет городского бюджета, то есть бесплатно для жителей. В процессе капремонта, который продлится до 2014 года (а скорее всего - из-за кризиса - дольше), будет заменено или модернизировано еще энное количество лифтов - сколько по требуется. Но что будет, когда город выполнит свои обязательства и передаст наконец "ответственным собственникам отремонтированные дома" (под таким лозунгом идет капремонт в Москве)? А дальше, похоже, придется менять лифты самим гражданам-собственникам...

    И как быть с остальными домами, которые в программу капремонта не вошли, а лифты в них дышат на ладан? До сих пор здесь диагностику лифтового хозяйства город проводит за свой счет. К тому же в Москве принято решение: если в подъезде единственный лифт, который сломался, то он подлежит капремонту вне очереди за счет города. И в случае аварии (например, лифт сгорел в прямом смысле) замена производится также из бюджетных денег. Но как будет дальше - внятного ответа никто не дает.

    Собственность, которую никто не берет

    Судя по Жилищному кодексу РФ, лифт является частью общего имущества собственников многоквартирного дома. Значит, они по закону должны нести расходы по его содержанию, в том числе ремонту и замене (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).

    Но лифт стоит 1-1,5 миллиона рублей. Кто "потянет" такую сумму? Несложно подсчитать: если собственники башни-девятиэтажки будут ежемесячно откладывать по 300 рублей, то на новый лифт накопят за 10 лет. А до того времени топать пешком наверх?

    До сих пор в Москве еще не было случая, чтобы какое-то ТСЖ сбросилось на лифт. Хотя жильцам коопе ративных домов уже приходится на свои средства менять сгоревшие или вышедшие из строя узлы. Но, к счастью, не весь подъемник.

    Вопрос о состоянии столичных лифтов недавно обсуждался на заседании комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике. Вообще-то речь шла о ходе реализации программы капремонта. Но как обойти лифты? Для депутатов тоже загадка, что будет с ними дальше. По мнению председателя этой комиссии, депутата Степана Орлова, лифты, как и другое имущество, которое обеспечивает безопасность дома (например, камеры видеонаблюдения), должны находиться в ведении города или муниципалитета. В таком случае можно обеспечить сохранность этих объектов и качественное гарантированное обслуживание.

    - Ситуация с лифтами хоть и тревожная, но не критическая, - рассуждает Орлов. - Пока город субсидирует этот вопрос. Последние годы замена лифта входит в программу капремонта. Но масса домов не нуждается в капремонте, а лифты там безнадежно устарели. А другим домам, напротив, необходим ремонт, но лифты еще потянут. По-моему, надо вернуться к отдель ной городской программе по лифтам, которая была в Москве до 2007 года. Главное - не запускать, заниматься постепенной заменой лифтов и больше вкладывать в это средств.

    Проблема в том, что согласно Жилищному кодексу РФ лифт входит в собственность товарищества собственников жилья (ТСЖ). По-моему, надо вычленить лифтовое хозяйство из общедомового имущества, поскольку это система повышенной опасности. Мы обращались с этим предложением в Госдуму и в правительство РФ - пока положительной реакции нет.

    компетентно

    "Мослифт" дает совет

    Часто лифты приходят в негодность по вине самих жильцов, которые неправильно обращаются с оборудованием. Простые правила-советы по безопасности помогут "продлить" технике жизнь (и сохранят здоровье москвичам).

    - Не перегружайте лифт. В кабину должно входить столько человек, сколько указано в табличке правил пользования. Остановка лифта бывает часто именно из-за перегруза.

    - Если кабина лифта остановилась между этажами, категорически запрещается предпринимать самим какие-то меры для выхода. Нажав на кнопку, вызовите диспетчера и дождитесь электромеханика.

    - Хоть современные кабины изготавливаются из огнестойких материалов, в кабине лифта запрещается курить и провозить огнеопасные грузы.

    - Особенно внимательно заходите в лифт с маленькими детьми: первыми идут взрослые, затем - дети. При выходе - наоборот: сначала пропустите детей. При перевозке детских колясок детей нужно брать на руки.

    - Пресекайте акты вандализма или порчи лифтового оборудования, сообщая об этом в милицию по месту жительства.

    - Если лифт останавливается выше или ниже этажа или вы заметили неисправность в работе дверей, кнопок, плафона, другого лифтового оборудования, немедленно сообщите в районную диспетчерскую службу.

    Кстати

    В Московской области ситуация с лифтами еще плачевнее. По данным Ростехнадзора, 8 тысяч из 32 подъемников потенциально опасны. Проверяющие регулярно выдают предписания на ремонт или замену, запрещают эксплуатацию, но коммунальные службы игнорируют предписания. Если ситуация кардинально не изменится, Ростехнадзор грозит начать массовую остановку лифтов.

    "Горячая линия" "Мослифта": тел. (495)613-33-08;
    "горячая линия" департамента капремонта жилищного фонда Москвы: тел. (495) 959-16-54.
    Поделиться