29.04.2010 23:10
    Поделиться

    Со следующего года кардинально меняется система нормирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ

    Кроме того, с 2011 года изменится размер платы за загрязнения. Соответствующий законопроект подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии РФ и в ближайшее время будет представлен на рассмотрение Президиума Госсовета. О том, что ожидает бизнес, корреспонденту "РГ" рассказал директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности минприроды Ринат Гизатулин.

    Говорят, что существующий сегодня подход к нормированию сбросов и выбросов страдает субъективизмом. В чем это выражается?

    Все очень просто. Как сегодня устанавливается разрешенный уровень воздействия любого предприятия на окружающую среду? Оно само разрабатывает для себя так называемые материалы обоснования нормативных сбросов и выбросов. Это объемный документ, в том числе стоящий для предприятия больших денег, который потом согласовывается в Ростехнадзоре и Росводресурсах. В нем предприятие указывает, что в ходе его производственной деятельности образуется такое-то количество выбросов, сбросов и отходов. Дальше идет расчет: высота трубы, метеорологические условия, значит рассеивание, допустим, диоксида серы происходит на расстоянии 500 метров.

    То есть все эти расчеты - чистая теория?

    Именно теория.

    Затем чиновник Ростехнадзора смотрит: если предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в воде, в воздухе соблюдается, то предприятию устанавливается этот норматив сбросов и выбросов. Если ПДК не соблюдается, чиновник говорит: слушайте, у вас превышена концентрация, давайте-ка вы будете что-то с этим делать. И предприятие должно разработать так называемую программу мероприятий по сокращению сбросов и выбросов. Как правило, срок реализации этой программы - до пяти лет. Поэтому предприятие на бумажке пишет, что оно будет реконструировать свои производственные мощности, чтобы через пять лет довести свои выбросы до требуемых ПДК. И на этом основании, утвердив программу в Ростехнадзоре (программа согласовывается Ростехнадзором, утверждается государственными органами власти субъекта РФ), предприниматель получает так называемый лимит.

    Лимит - это узаконенный выброс. Никто, конечно, потом не проверяет, как эффективно и в установленные сроки выполняется эта программа, модернизируется предприятие или нет (лимит ежегодно продлевается). Уже через пять лет предприниматель в очередной раз приходит в Ростехнадзор с очередной программой, говорит: знаете, предыдущая программа модернизации у меня не получилась - денег не хватило, прошу еще пять лет. Ему дают новый лимит. И так до бесконечности.

    Выходит, сегодня никто не замеряет, сколько и что реально выбрасывает предприятие?

    Нужно признать тот факт, что мы знаем о том, сколько грязи выбрасывается, только на основании вот этих нормативов сбросов и выбросов, которые разрабатывают сами предприятия. На самом деле у нас производственно-экологический контроль осуществляется формально и нет обязательного законодательного требования, чтобы на каждой трубе, на каждом выпуске был как минимум счетчик по учету объема хотя бы газа.

    В законодательстве есть термин "санитарно-защитная зона" (СЗЗ). Она составляет от 50 метров до километра в зависимости от того, какую продукцию производит предприятие. И вся эта земля выведена из хозяйственного оборота. Так вот, что такое норматив? Согласно нормативу предписывается, чтобы на границе санитарно-защитной зоны у предприятия соблюдалась ПДК.

    Предположим, у предприятия СЗЗ составляет 200 метров. И через 200 метров качество воды, воздуха не должно превышать допустимый уровень ПДК. Лимит - это фактически расширение санитарно-защитной зоны. То есть если предприятие не может соблюсти ПДК за отметкой 200 метров, ему устанавливают лимит, что, скажем, через 400 метров вода или воздух будут требуемого качества. Таким образом, с помощью чиновников предприятие расширило зону негативного воздействия. И все законно.

    Как сегодня платят за такое "удовольствие"?

    За все, что выбрасывается в пределах СЗЗ, предприятие платит по нормативам ставок с коэффициентом 1. Условно, за выброс одного килограмма серы в пределах СЗЗ оно заплатит один рубль. В пределах лимита коэффициент - 5. А если предприятие и в лимит не уложилось, то коэффициент уже 25. При этом оно само должно задекларировать сверхлимитный выброс по итогам года.

    Неужели есть такие предприниматели, которые добровольно признаются в сверхлимитном загрязнении при том, что их все равно никто не проверяет?

    А вы знаете, что у нас тысячи предприятий не имеют лимитов. Они вообще не утруждают себя этим, предпочитая раз в год заплатить как за сверхлимитное воздействие с коэффициентом 25 за некий объем выбросов, совершенно незначительный. Они экономят на подготовке документации, которую необходимо представить в Ростехнадзор.

    И на взятках...

    И на этом тоже.

    Итак, вы решили поставить точку в этой порочной практике.

    Да. С 2011 года мы начинаем реализовывать план перехода на совершенно другую систему. Самое главное - мы делим все предприятия на три группы по степени их воздействия на окружающую среду: с незначительным воздействием, умеренным и значительным, то есть особо опасные.

    Как будет определяться степень их воздействия?

    Мы не собираемся изобретать велосипед. Все уже есть. В промышленно развитых странах проведены серьезные научные исследования, в результате которых сформирован перечень отраслей промышленности и предприятий, которые наносят самый существенный ущерб окружающей среде. Этот перечень является действующим приложением к Директиве ЕС. Поэтому нам нужно лишь адаптировать эти стандарты к российской действительности.

    На особо опасные производства мы будем распространять требования по обязательному нормированию, основанному на наилучших доступных (НДТ) технологиях.

    Почему только на особо опасных?

    У нас в стране примерно миллион юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих воздействие на окружающую среду. Но реально влияют на экологию буквально несколько сотен предприятий. Если установить жесткий контроль за ними, добиться снижения воздействия до нормативов именно на этих предприятиях, то цифра суммарного воздействия по стране снизится на 75%. Да, любая автозаправка, любой хлебокомбинат выбрасывают определенные соединения. Но это не объекты федерального контроля. Мы можем хлебокомбинаты заставить устанавливать фильтры на своих трубах, строить очистные сооружения. Однако нет необходимости, чтобы инспекторы Росприроднадзора их контролировали. Сейчас муниципальные органы власти лишены полномочий по экологическому контролю, и мы в нашем законопроекте предлагаем передать на уровень муниципалитетов контроль за мелкими загрязнителями, которых десятки и сотни тысяч. (Законопроект не наделяет местное само управление функцией экоконтроля. В рамках действующего законодательства все, что не относится к федеральному экоконтролю, контролируют субъекты РФ.)

    Незначительные загрязнители вообще будут освобождены от обязанности утверждать допустимые нормативы и получать разрешения на сбросы и выбросы. Они будут работать по декларативному принципу. То есть раз в год они сдают декларацию, в которой указывают свой уровень воздействия. Инспектор экоконтроля может прийти и проверить, соответствуют ли уровни сбросов и выбросов задекларированным.

    С приборами приходит?

    Конечно. Причем мы в новом законодательстве предусматриваем ответственность бизнеса за искажение данных.

    А что будет со средними загрязнителями?

    Они по-прежнему будут разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов. Небольшие предприятия модернизировать дешевле и быстрее, чем крупные. Часто на таких предприятиях можно ограничиться установкой дополнительного очистного оборудования. Мы считаем, что в отношении этой группы объектов достаточно применять меры экономического стимулирования.

    Кроме того, вводится система целевых показателей. Что это такое?

    Предприятия заявляют, что собираются выбросить столько-то химических соединений. Государство говорит "о кей", но ставит условие: к 2020 году выбросы, в частности, по диоксиду серы должны быть снижены на 14 процентов. И так по каждому конкретному показателю. И эти нормы могут устанавливаться правительством как для отраслей экономики, так и для конкретных загрязняющих веществ.

    А если реально окажется 9 процентов?

    Значит, после 2020 года работа такого предприятия прекращается. Вот так жестко. Но это по средним загрязнителям. Самое интересное будет происходить с крупными, экологически опасными объектами. На правительственном уровне утверждается перечень отраслей, для которых вводится нормирование, основанное на наилучших доступных технологиях. И с 2020 года происходит переход этих предприятий на НДТ. Меры экономического стимулирования и побуждения четко указаны. При этом определены три реперные точки перехода на новую систему: 2011 год, 2016 и 2020.

    С 2011 по 2016 год предприятиям дается свободный период для подготовки к переходу на НДТ, однако в отношении сверхнормативных выбросов, сбросов применяется стимулирующий коэффициент платы за загрязнения 25.

    С 1 января 2016 года - коэффициент 100. После 2020 года ко всем предприятиям, относящимся к области применения НДТ, будет применяться система технологического нормирования.

    Вы уверены, что увеличение платы в сто раз будет означать банкротство?

    Для тех, кто не будет заниматься модернизацией производства, установкой очистного оборудования, - однозначно. Фокус в том, что сейчас предприятие платит исходя из расчетных величин загрязнений, а с переходом на НДТ будет платить, исходя уровней и объемов загрязнений, заложенных в технологических циклах из расчета на единицу выпускаемой продукции. В результате, например, целлюлозобумажному комбинату реально придется выкладывать за загрязнения значительно больше. Сейчас плата составляет сотую или десятую долю процента от прибыли, после 2016 будет составлять для крупных "загрязнителей" десятки процентов.

    К примеру, придет к вам хозяин предприятия моногорода, скажет: если я закроюсь, вы на голодную смерть обречете целый город. И все. Есть примеры, когда принципиальное государство включало задний ход?

    У нас сейчас практически нет предприятий, которые были бы убыточны при соблюдении всех современных экологических требований. И сегодня все руководители понимают, что модернизация ведет к увеличению прибыли, к снижению себестоимости. Весь вопрос - сколько есть времени? Если бы мы им дали год-два - одна ситуация, но у них впереди почти 10 лет. И если они начнут сегодня думать и предпринимать какие-то действия, то все успеют.

    Ну а пряники какие-то законопроект предполагает?

    Конечно. Их много. Например, инвестиционные налоговые кредиты; освобождение от налогов на имущество, используемого для внедрения НДТ; уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на приобретение оборудования к материальным расходам; применение коэффициента 3 к норме амортизации оборудования. Предусмотрен ряд льгот по неналоговым платежам. В частности, возмещение фактических затрат на осуществление мер по снижению воздействия на окружающую среду из платы до 70 процентов. Кроме того, предприятия, перешедшие на НДТ, будут вносить всего 50 процентов платы.

    Досье

    Ринат Ринатович Гизатулин родился 28 июля 1980 года в Перми.

    Окончил Пермский государственный университет, факультет политологии. Кандидат исторических наук.

    С 2002 по 2003 гг. работал главным редактором ЗАО"Коммерсантъ" в Перми.

    В 2003-2004гг. - обозреватель отдела Бизнес в редакции газеты "Коммерсантъ".

    С 2004 по 2006 гг. - руководитель пресс-службы Министерства природных ресурсов РФ.

    В 2006-2008 гг. работал заместителем директора Департамента управления делами, государственной службы и кадров Министерства природных ресурсов РФ.

    В 2008 году назначен Директором Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

    ДОСЛОВНО

    Дмитрий Медведев, Президент РФ:

    - Нам нужно взвесить, обсудить и предложить такую схему, при которой мы должны совместить и наш вклад в экологическую безопасность, в противодействие изменению климата, с одной стороны, и с другой стороны - сохранить конкурентоспособность нашей экономики по основным для нее экспортным позициям.

    факт

    К 2020 году в каждой стране ЕС не менее 20% энергии должно вырабатываться с использованием возобновляемых источников энергии

    между тем

    По оценкам экспертов, размер нелегальных рубок в России составляет от 10 до 35%, а в некоторых регионах - до 50%

    в тему

    По данным МПР России, к 2020 году выбросы, в частности по диоксиду серы, должны быть снижены на 14%

    кстати

    От 50 метров до одного километра - таковы параметры "санитарно-защитной зоны"

    Поделиться