26.04.2010 23:20
Поделиться

У автовокзалов появились конкуренты

За последние годы произошли значительные изменения на рынке услуг по перевозке пассажиров автобусами в пригородном, междугороднем и международном сообщениях, обусловленные появлением большого количества перевозчиков различных форм собственности. Однако разнообразие перевозчиков никак не отразилась на развитие сети автовокзалов, как коммерческих, так и региональных. Надо признать, что транспортная инфраструктура данного вида перевозок (автовокзалы и пассажирские автостанции) развивалась не достаточно.

Хотя автовокзалы изменили свой статус, большая часть из них стала свободными коммерческими предприятиями, которые из-за отсутствия типовых нормативных документов организуют работу по своему усмотрению.

В результате автовокзалы и пассажирские автостанции стараются заработать деньги не на основной своей деятельности, а на сдачи своих помещений в аренду, как торговые точки. А по своему профилю оказывают в среднем от 5 до 10 услуг пассажирам из 17 необходимых, что свидетельствует о недостаточном качественном и количественном уровне обслуживания.

Естественно, что в крупных городах стали появляться стихийные - тротуарные остановки для автобусов. Возникло множество несанкционированных и необорудованных мест отправления автобусов в междугороднем и межсубъектном сообщениях в том числе рядом с железнодорожными вокзалами. Перевозчики, которые не платят в бюджеты регионов за тротуарную площадку, создают еще и заторы на дороге. А местные власти и руководство легальных автовокзалов не особо сотрудничают по привлечению к ответственности перевозчиков при отправлении их от необорудованных мест.

Может быть потому, что и у легальных автовокзалов и пассажирских автостанциях порой отсутствуют: технологические паспорта, договора с перевозчиками, не достаточно площадок для подвижного состава.

К тому же и контроль за перевозчиками, которые должен осуществляться по соблюдению расписания с вокзалов через навигационные системы контроля ГЛОНАСС на межрегиональных маршрутах внедряются медленно и с большими трудностями. Как следствие отсутствует единая система продажи и бронирования билетов не только в междугороднем сообщении внутри субъекта, но и в межсубъектным сообщениях.

Кроме внедрения в России единого расписания междугородних автобусов и регистрации пассажиров на посадку, как в аэропортах и на вокзалах, для улучшения эффективности работы, по мнению экспертов, необходимо объединенить автовокзалов в Некоммерческое партнерство с дальнейшей их регистрацией как саморегулируемая организация. Ведь у перевозчиков грузов по железной дороге, на грузовиках есть уже объединения, которые защищают их интересы, вырабатывают совместную позицию, а вокзалы пока разрозненны.

Справка

Автобусным транспортом общего пользования обслуживается 968 городов и поселков городского типа, 63 тысячи сельских населенных пунктов. За 2009 год перевезено - 13,7 миллиарда пассажиров ( 95,6 процента к уровню 2008 г.). Перевозки пассажиров регулярными автобусными маршрутами между субъектами Российской Федерации осуществляются по 2836 маршрутах. По оперативным данным, в 27 регионах объемы перевозок пассажиров возросли к уровню 2008 года. (Орловской, Тверской, Калининградской, Астраханской, Пензенской областях, в республиках Бурятия, Чечня и Камчатском крае). В 57 регионах объемные показатели ухудшились. Перевозки пассажиров в международном сообщении (614 регулярных автобусных маршрутов) также снижены к уровню 2008 года на 2,7 миллиона