18.04.2010 23:04
    Поделиться

    Российские регионы внедряют информационные технологии в образовании

    Как выстроить перспективы развития региональных систем образования, учитывая все требования национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", собственных целевых программ, и тем объективные потребности, которые есть у любого образовательного учреждения независимо от его типа и вида? Да при этом еще не стоит забывать, что на дворе век активной информатизации и без инновационных проектов уже не обойтись.

    - Новой России нужны сильные высококвалифицированные кадры. А появление таких кадров немыслимо без навыков работы с компьютером, который давно перестал быть инструментом избранных, - с очевидностью мысли заместителя руководителя департамента образования Москвы Михаила Тихонова трудно не согласиться. Как и с высказываниями экспертов о том, что нынешний уровень информатизации системы образования в стране возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития дальнейшее движение становится зачастую бессмысленным расходованием ресурсов. Выход видится в системных управленческих подходах, современные механизмах менеджмента и управления процессом внедрения инноваций.

    Сегодня же выбор решений по ИТ-инфраструктуре, программным и аппаратным средствам, телекоммуникациям, общей ИТ-стратегии нередко определяется спонтанно. В один ряд ставятся проблемы использования средств ИТ-технологий (инструмента развития образовательной деятельности) и развитие информационной инфраструктуры системы образования регионов. И требуется время, чтобы расставить все по своим местам. Примеры разумного, а потому удачного подхода к решению этой проблемы есть. В Москве опорной структурой для поддержки процесса информатизации, стал специальный городской ресурсный центр, созданный несколько лет назад. Сама же мультисервисная корпоративная сеть столичной системы образования состоит из более чем 4 тысяч каналов, связывающих все общеобразовательные учреждения с Интернетом быстрой связью. Сегодня образование Москвы эксплуатирует порядка десяти крупных автоматизированных информационных систем городского значения и еще порядка пятнадцати - окружных. В последнее время делается акцент на создании различных электронных сервисов для детей, родителей и педагогов. В первую очередь речь идет об электронных дневниках, социальных сетях и хранилищах методических материалов для учителей. Многоцелевая система "Карта учащегося" обеспечивает льготный проезд школьников на общественном транспорте, контроль доступа учащихся в здания образовательного учреждения, а также автоматизацию процесса расчета за школьное питание.

    Виртуальные классы

    Тем временем внедрение образовательной инициативы "Наша новая школа" в Новосибирской области в большей степени базируется на результатах нацпроекта "Образование", по итогам реализации которого регион вошел в пятерку лучших регионов России. Один из важнейших аспектов, который должна решать "Наша новая школа", - формирование как у ребенка, так и учителей базовой контентной компетенции. За не понятными пока еще для многих словами стоит задача - современный человек должен быть не просто образован, а обладать информационными знаниями, быть коммуникабельным и мобильным, иметь свободу выбора, в том числе образовательных программ. Иными словами, образование должно быть для всех - на месте проживания и через всю жизнь. Этот простой тезис сформулировала руководитель Областного центра информационных технологий (ОблЦИТ) Вера Перкова. Это во многом благодаря ей и ОблЦИТу Новосибирская область стабильно входит в число "продвинутых" в информационном плане регионов. Вот лишь один пример. В сентябре 2005 года на базе ОблЦИТа был создан Региональный ресурсный центр Microsoft IT Academy. Его основные задачи - помощь учителям, прошедшим обучение и сертификацию MOS (Microsoft Office Specialist), продвижение программы в регионе, привлечение новых участников и партнеров. В рамках этой программы прошли обучение 50 учителей информатики из школ Новосибирска и области и успешно сдали сертификационный экзамен, получив статус Microsoft Office Specialist. В свою очередь, эти преподаватели открыли площадки Microsoft IT Academy в своих школах. На недавней конференции в Красноярске, посвященной вопросу модернизации высшего профессионального образования в России, которая состоялась под руководством премьер-министра российского правительства Владимира Путина, Вера Перкова выступила с амбициозным проектом "Моя школа - весь мир". В его основе лежит простая модель: каждому ребенку надо предоставить ноутбук и доступ в информационно-образовательную среду (ИОС), а не в Интернет. То же самое должен иметь учитель.

    - ИОС дает ребенку свободу выбора образовательной траектории, - говорит Перкова. - Что это значит? Любой автор, учитель, инноватор разрабатывает свою программу или курс и выкладывает ее в ИОС. Объявляет набор учащихся по этой программе. Так, формируются виртуальные классы, причем в них могут учиться дети из разных школ. Но объединять их будет интерес к программе, методике того или иного преподавателя, автора.

    Технологические возможности для этого уже есть: серьезная материальная помощь по информатизации была оказана школам по нацпроекту "Образование". Кроме этого, все образовательные учреждения области получили бесплатное программное обеспечение компании Microsoft. Как говорит автор идеи, среда созрела давно, в большинстве школ области применяются автоматизированные системы управления.

    - Деньги на информатизацию выделяются огромные, но, увы, они не всегда используются эффективно. Достаточно перераспределить ресурсы, и тогда вопрос с финансированием будет закрыт, - говорит Перкова. - Основное, что нам сегодня еще нужно решить, - подготовить учителей и изменить ментальность. К сожалению, не все еще осознали, что мы живем в информационном обществе, и что дети давно уже там, в современном глобальном мире, а мы все еще здесь - в старой школе. Сегодня главная проблема - нет подготовленных и обученных топ-менеджеров для системы образования.

    Еще одна проблема, с которой вот уже в ближайшее время может столкнуться российская система образования, - переход на новое программное обеспечение. С одной стороны, операционная система Linux, на которую планируется перевести школы, имеет свои плюсы. Этот свободный софт не требует дополнительных расходов на установку и лицензирование. Но с другой - сегодняшняя автоматизированная система управления образовательным процессом базируется на программном обеспечении Microsoft.

    - Я считаю, резко переходить на другое программное обеспечение нельзя. Мы парализуем деятельность всех образовательных учреждений, в которых сегодня немыслим образовательный процесс без информационной поддержки. Ведь учителя и их уроки, выполненные с помощью компьютера, "заточены" под программы Microsoft. А что значит - переобучить огромную армию учителей и научить пользоваться новыми программами? Это опять же время и немалые деньги. Поэтому в нашей области было принято решение продлить лицензию с Microsoft еще на год, - отметила руководитель Новосибирского областного центра информтехнологий.

    Взрыв на мониторе

    Между тем в Петербурге большинство учебных заведений приступили к так называемой второй волне информатизации.

    - Сейчас мы переходим от парадигмы, связанной с изучением информатики как предмета, к использованию информационно-коммуникативных технологий в преподавании физики, химии, биологии, других предметов, - разъясняет заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Юрий Соляников, - и здесь деятельность ведется сразу в нескольких направлениях. Одним из приоритетных является использование специальных компьютерных программ, позволяющих моделировать те или иные процессы и делать преподавание более зримым, образным и эффективным. Кроме того, в отличие от многих регионов в Петербурге большое внимание уделяется системе начального и среднего профобразования, и в программе информатизации существует отдельная строка, связанная с подготовкой специалистов для высокотехнологических производств. В рамках этого направления создаются компьютерные тренажеры, с помощью которых можно, например, имитировать сборку сложных деталей для судостроения.

    Второе направление, по словам главы системы образования Северной столицы, это - приобретение и использование цифровых лабораторий по физике, химии и биологии. Преимущество их в том, что ребенок, во-первых, не работает с агрессивными средами, например на уроках химии. При этом в зримой, доступной и понятной форме моделируются химические реакции или физические явления. Лаборатории также дают возможность замерять те параметры, которые раньше на уроках замерить было невозможно. Также в Петербурге реализуется проект "Один ученик - один компьютер", в рамках которого дети получили персональные нетбуки, которые вместе со школьниками "путешествуют" с одного урока на другой.

    Еще одно направление - дистанционное обучение, в том числе для детей-инвалидов, а также учащихся, которые по разным причинам временно не могут посещать школу или хотят получить дополнительные знания. С помощью современных технологий в 2010 году планируют резко увеличить количество детей с ограниченными возможностями, получающих качественное образование.

    - Существуют и поистине инновационные технологии, работающие на благо петербургского образования, - рассказывает Юрий Соляников. - В нашем городе создан электронный робот-собеседник по имени Джордж для обучения английскому языку. С компанией-разработчиком подписано соглашение об использовании данного робота в школах города. Учителя Джордж, конечно, не заменит, но эта технология позволяет педагогам разнообразить используемые технологии, как во время, так и за пределами урока.

    - Вопрос об информационной компетентности учителей в Петербурге постоянно находится в фокусе нашего внимания, город дает возможность всем педагогам повысить квалификацию, в том числе и в этой области, - добавляет чиновник. - Идет работа над созданием технологии дистанционного обучения педагогов. Мы используем разные формы, чтобы найти баланс между сохранением живого человеческого общения с учителем, которое ничем не заменишь, и использованием новых технологий.

    Обучаем мультимедийно

    По оценкам специалистов, школы Красноярского края вышли на довольно высокий уровень по оснащенности компьютерами: 12-13 человек на одну "умную" машину. Разумеется, не везде ситуация одинакова: в особо "продвинутых" общеобразовательных учреждениях краевого центра эта отметка может быть в полтора-два раза выше, в глубинке - вдвое ниже.

    - За последние годы произошли очень серьезные изменения в информатизации образования, - говорит проректор краевого института повышения квалификации работников образования Александр Гаврилин. - Раньше вся техника работала только на информатику, сейчас такой монополии нет.

    Прорывом стало участие края в трехлетнем масштабном проекте информатизации системы образования. С 2005 по 2008 год регион освоил почти 13 с половиной миллионов долларов на внедрение ИКТ, обучение прошли порядка 18 тысяч учителей, а всего их в регионе более 26 тысяч. Создано 56 межшкольных методических центров, укомплектованных современной техникой и квалифицированными кадрами.

    Сегодня ИКТ активно внедряются в учебный процесс и жизнь школ. Практически все они (более 97% в регионе) имеют собственные сайты. В большинстве школ действует локальная сеть, в некоторых введены электронный документооборот и пропускная система, позволяющая контролировать посещаемость и принимать нужные управленческие решения.

    - Сейчас мы производим модернизацию сети образовательных учреждений, создается 380 базовых школ, - продолжает Александр Гаврилин. - Предполагаем оснастить их от и до. Вообще каждый современный класс подразумевает вычислительную технику. Обязательно в комплекте идет набор программ. Сейчас мы ведем переговоры с Microsoft, готовим к подписанию соглашение о сотрудничестве. Компания предлагает регионам платить за каждый компьютер в системе образования по восемь долларов в год, а взамен получать все обновления. Я думаю, в школах нужно использовать и свободно распространяемое программное обеспечение, и лицензионное, - это поможет сохранить имеющиеся наработки.

    На дистанцию!

    В Нижегородской области активно внедряют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательный процесс. Школы региона осваивают современное информационное пространство. Так нижегородская гимназия N 67 активно участвует в международном проекте "Партнерство в образовании". Здесь часто проводят интернет-конференции со школьниками и учителями из Италии и США. Ребятам интересно общаться и со своими сверстниками из других городов России. Во время виртуальных встреч с гимназистами из Казани и Самары нижегородские ребята делились опытом создания школьного виртуального музея. Сайту этой школы могут позавидовать и многие сайты серьезных компаний. Но главное, что все это востребовано. Все важные объявления, события находят свое отражение в виртуальном пространстве, причем буквально в режиме онлайн.

    А вот нижегородская гимназия N 13 удачно использует виртуальное пространство для совместной работы с вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Во многом благодаря информационно-коммуникационным технологиям в гимназии работают 8 научно-методических кафедр.

    В начале этого года в Нижегородской области прошел финал второго регионального конкурса на лучшее образовательное учреждение по реализации модели ИКТ-насыщенной среды.

    - Конкурс проводился с целью выявления эффективных практик развития информационно-образовательной среды учебного учреждения, использования ИКТ в образовательных учреждениях, реализации образовательной модели "1 ученик: 1 компьютер", - сказала Людмила Шевцова, кандидат педагогических наук, научный руководитель регионального сетевого проекта "Проектирование информационно-образовательной среды образовательных учреждений" и координатор проекта "Создание ИКТ-насыщенной среды в начальной школе. Формирование навыков и умений ХХI века у младших школьников" - Анализ присланных материалов показал высокий уровень мотивированности школ к участию в этом проекте. В современном образовательном секторе идет активный процесс глобализации, без развитых информационных технологий движение вперед невозможно. Есть еще нюанс. Как искусство ради искусства никому не нужно, так и информационные технологии должны стать не предметом а инструментом изучения. В нашем регионе эту истину поняли сразу.

    Возможно, поэтому у нас достаточно щепетильно относятся к выбору программных средств. Нижегородские педагоги уже не первый год используют современные технологии, и пришли к выводу, что наиболее оптимальны в работе программные продукты, созданные специально для образовательной системы. В нашем регионе прекрасно себя зарекомендовали продукты Microsoft, которые, действительно, содержат огромное количество эффективных методик и практик.

    Кстати

    В ближайшее время в Татарстане будет принято решение, на каком программном обеспечении предстоит учиться в республиканских школах. - Теперь не столько однозначно, что будет использоваться "Linux", потому что предложения Microsoft очень привлекательны, от них очень трудно отказаться, - заявил недавно министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов.

    Это заявление совпало с началом бесплатных поставок новейшей операционной системы Windows 7 во все школы России.

    - Этот шаг со стороны Microsoft - элемент альтруизма и возможность еще раз утвердиться на рынке российского инфопространства, - сказал директор ведущей московской школы - Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский. - Версия Windows 7 обладает дружественным интерфейсом, и детям хватит недели, чтобы освоиться в новой операционной системе.

    (Репортаж из Центра)

    Поделиться