18.04.2010 23:07
    Поделиться

    Алексей Семенов: Три приоритета развития школьного образования

    Для восстановления России как мировой державы нужны: конкурентоспособное, а значит, - высокотехнологичное производство; наука мирового уровня - фундаментальная и прикладная, питающая это производство; и в основе всего - образование - от начального до высшего и научных школ.

    Говоря о школьном образовании, можно выделить три приоритета, связанных между собой: естественно-математические дисциплины, педагогика открытия нового и гармоничная информатизация.

    Нужно давать школьникам яркие примеры деятельности российских ученых и инженеров XX и XXI веков, сокращать дистанцию "школа - наука и технология". Сегодняшняя школа предполагает профильное обучение и элективные курсы. Такие курсы могут идти при участии современных лидеров науки и технологии. Широкополосный Интернет, цифровое видео, хранилища данных огромного объема принципиально расширяют возможность для такого участия, где ученый, учитель, методист и ученики погружены в атмосферу и дело открытия нового. В математике педагогика открытия нового родилась в математических школах середины 60-х годов. В массовой российской школе середины 80-х, на десятилетия опережая школы других стран, начались уроки информатики, где каждая действующая в экранном микромире программа ученика - не только увлекательный экранный хепенинг, но и маленькая математическая теорема. Конечно, новое, открываемое ученым, это не то новое, которое открывается учителю или школьнику. Но и первоклассник может самостоятельно открыть таблицу умножения, освоиться с ней и потом запомнить свою таблицу. Учитель будет что-то открывать и узнавать новое для себя, давая своим ученикам пример учения в течение всей жизни. Есть надежда, что среди учителей мы увидим и выпускников непедагогических вузов, осознавших, что лучшим вложением их таланта и знания сегодня будет передача их следующим поколениям.

    В десятках московских школ и школ по всей стране развитые ИКТ позволяют сделать учебный процесс мультимедийным, более насыщенным и эффективным. Например, новая тема курса физики начинается с видеозаписи процессов в окружающем мире. Затем идет лабораторный эксперимент. Цифровые измерительные приборы отображают на экране компьютера значения всех величин. Эксперимент можно провести и в виртуальной лаборатории. По видеозаписи процесса получаем еще один ряд экспериментальных данных. Из всего этого ученик, с поддержкой учителя, обсуждая с друзьями, выстраивает свое открытие нового.

    Перед учащимся открывается возможность получения значимого результата и еще один элемент современной "взрослой" культуры - совершенствование своего произведения.

    Информатизация в первую очередь - это изменение приоритетов образовательных целей, обусловленное приоритетами рынка труда и всего современного общества. Принципиальную роль в новой школе играет ее информационная среда. Она становится столь же необходимой, как здание, классные комнаты и журналы в школе традиционной. Для родителя и всего общества информационная среда делает школу прозрачной, понятной и привлекательной.

    Конечно, и без оснащения образовательного процесса средствами ИКТ нельзя обойтись. О некоторых из этих средств мы уже упомянули. Не случайно в целом ряде регионов, в том числе и в Москве, проблема создания в школах условий для нового стандарта стала предметом внимания руководителей субъектов. Скоро в школах появятся (пока в экспериментальном порядке) и легкие, удобные электронные книжки со всеми нужными текстами и иллюстрациями и выходом в Интернет. При этом модель школы информатизации планирует ресурсы в гармонии со способностью и желанием учителя их использовать. Понятно, что масштабное использование ИКТ в школах невозможно без качественного образования и высокого уровня подготовки самих школьных учителей. Именно поэтому ЮНЕСКО занимается разработкой стандартов ИКТ-компетентности для учителей. Привлечен к процессу разработки и крупнейший производитель компьютерных инструментов - корпорация Microsoft, предлагающая, в частности, свои портальные решения для информационной среды школы. Описанный выше опыт использования ИКТ в ряде школ по всей стране использован в Федеральном государственном образовательном стандарте. С первого сентября школ в Москве, работающих по новому стандарту, будет 180. С 2011-2012 учебного года такую образовательную модель будут реализовывать все московские школы.

    При этом ключевым фактором в жизни школы остается учитель, от его установки и подготовки зависит успех нового стандарта. Надеемся, что в перспективе нашей новой школы повышение квалификации учителя будет сопровождаться повышением его самоуважения и уважения общества к нему.

    Поделиться