14.04.2010 23:12
    Поделиться

    Роберт Городецкий, один из основателей клоун-мим-театра "Лицедеи", отпраздновал 70-летие

    Именно Городецкий придумал номер "Блю канари" ("Голубые канарейки"), известный во всем мире. Недавно артист побывал в Санкт-Петербургском филиале "РГ".

    Российская газета: Тысячу раз, наверное, вы рассказывали, как родился ваш легендарный "канареечный" номер?

    Роберт Городецкий: Могу опять рассказать. В 1982 году я купил пластинку в магазине "Мелодия". Услышав песню Винченцо Фиорино про канареек, сразу же представил будущий номер. Потом подошел к зеркалу и сказал: "Городецкий, вы гений!" Этот номер, кстати, не каждому клоуну подходит. У Славы Полунина, например, не тот темперамент. Самым успешным исполнителем был Валера Кефт (известный "лицедей", с 1998 года живет в Лас-Вегасе, работает в "Цирке дю Солей". - Прим. авт.).

    Знаменитый ленинградский клоун Борис Вяткин был первым "посторонним" человеком в "Канарейках". Как-то мы пригласили его на спектакль. Поем, и вдруг слышу крик со стороны черной лестницы: "Ау-у-у, Роберт!" Бросаю номер, бегу туда. Борис Петрович подшофе, хватаю его за руку, тащу на сцену, даю в руки сачок. "Что делать-то?" - спрашивает он шепотом. "Подпрыгивай!" После этого кто только не стоял в середине троицы! А недавно мне подарили диск, на котором три десятка интерпретаций этой темы: музицируют японцы, немцы, кого только нет.

    РГ: Ваш номер знает весь мир. А у вас нет ни звания, ни наград. Не обидно? Только "группа интеллигентных людей", как они себя называют, вручила вам петербургскую художественную премию "Петрополь" - "за яркую индивидуальность и поиск новых форм".

    Городецкий: Да, я не "народный", зато "всенародный", как я говорю. Полунин - народный артист, но не афиширует это. Клоуна должна публика любить. Это главное. Вот я иду по улице, и меня все узнают (сейчас, правда, меньше), улыбаются. Однажды после выступления ко мне пришел Сергей Юрский и сказал: "Я так рад, что вы здесь, никуда не уехали!"

    РГ: Ваших "Канареек" Полунин до сих пор возит по всему свету.

    Городецкий: Слава договорился со мной, что в его "Снежном шоу" будет этот номер. Он платит мне авторские. Это один из основных моих заработков.

    РГ: Предвижу заголовки в газетах: "Папе - 70", "7 : 0 в пользу Папы". А как появилось это прозвище, с чьей подачи?

    Городецкий: Валерка Кефт удружил. Мы были в Одессе. Я пошел на пляж с 17-летней блондинкой. Появляется Кефт. Обнимает мою девочку и говорит ей: "Здравствуйте, а это мой папа". А мне лет 25... С тех пор и пошло - Папа. Даже Слава Полунин, который младше всего на 10 лет, зовет меня Папой. А заголовки - да, были: "Роберт Городецкий - папа всех клоунов", "Папа вернулся!" (это когда я выступил в Москве, впервые после тяжелой травмы).

    РГ: "Лицедеи" всегда хулиганили с публикой: обливали водой, бегали по спинкам кресел. Чем платила вам публика?

    Городецкий: Когда мы работали со Славой Полуниным, то, заканчивая представление, бросали в зал большие мячи и уходили. Сцена была покрыта ковром из живых цветов! Так благодарили нас зрители. Потом это прошло. Кто-то стал кидать на сцену конфеты, и все решили, что на концерт надо приносить конфеты и шоколад, вся сцена была ими засыпана. Когда у людей появились деньги, в Москве в клубе после выступления подошел человек и говорит: "Держи!" - и дает пачку денег! Я тут же, не считая, раздал нашим: "Ребята, у нас деньги!"

    РГ: В прежние годы артисты давали порой по три концерта в день. Каков ваш личный рекорд?

    Городецкий: 100 в месяц. Однажды поехали на Дальний Восток. Наш конферансье договорился о концертах с флотилией, отдельно с каждым пароходом. Все они (их было 50!) подплыли к "матке" (самому большому пароходу), где мы работали. За один раз получили 50 "палок"! ("Палкой" мы называли концерт.) Можно было сделать на этой "матке" 3 концерта - и у вас сразу 150 выступлений.

    РГ: А сегодня каждый концерт для артиста - праздник.

    Городецкий: Всего четыре в месяц! В Израиль еду сейчас с удовольствием: пять концертов в четырех городах.

    РГ: Трудности, связанные с поездками по городам и весям страны, выступлениями в холодных сельских клубах, в прошлом. А что вспоминается?

    Городецкий: Я собираю актерские байки. Столько анекдотичных ситуаций было на гастролях! Концерт в зоне, для заключенных. Мы с партнером показывали фокусы - с картами, ножами. Вдруг радостный крик из зала: "Колька, наши приехали!" С нами ездила балерина Малого театра Лопаточкина, ей надо было к пенсии сделать побольше выступлений. У нее был номер "Танец умирающего лебедя". Станцевала. После нее вышел дуэт разговорников. И тут слышим: "Кончай болтать! Гуся давай!" Эта бедная, нежная, интеллигентная женщина забилась в гримерке...

    У меня было шоу "Факир на час". Певица Лариса Каратаева, очень красивая женщина, пела там песню "Эй, мушкетеры!". Я всегда старался сбить ее, рассмешить. Из того, что попадалось на глаза, мастерил хохму. Пачка сигарет - вырезал название, приклеивал на зубы. Она поет, только посмотрит на меня - я улыбнусь во весь рот. Лариса пожаловалась худруку на меня, что не может петь - Городецкий смешит. В следующий раз я приклеил на щеку мушек, на которых ловят рыбу. Она запела, я поворачиваюсь к ней той стороной, где эти мушки. И всё!

    РГ: Вы снимались в кино, сыграли клоуна в фильме "Как стать звездой", а в "Питер FM" - бомжа. Что запомнилось от съемок?

    Городецкий: Как был бомжом. Оделся как американский безработный. Приехал на съемку на своей машине. Вытащил стул, еду. Меня загримировали, сказали, что надо делать. Показали мусорные баки, из которых я должен был доставать чертежи и фотографии. В это время на площадку привезли обед в пластиковых коробках. Никто не заметил, как я припрятал контейнер с супом в мусорку. Начали снимать, я роюсь в мусоре и неожиданно для всех вытаскиваю этот контейнер. Открываю его, выпиваю бульон. Вся группа рыдала от смеха.

    РГ: О каких ролях вы мечтаете?

    Городецкий: О короле Лире. От клоуна до Лира, мне кажется, всего один шаг. Здесь главное - не потерять смысл, атмосферу. Но как это сделать? Я уже много лет бьюсь над этим сюжетом.

    Прямая речь

    Анвар Либабов, актер театра и кино, клоун театра "Лицедеи":

    - Своим присутствием в "Лицедеях" Роберт подтверждает закон вечности. Представитель той эпохи, с которой начинался театр "Лицедеи", наш патриарх, Папа. Ему можно поставить памятник при жизни только за то, что он создал гениальных "Канареек", номер, вошедший в классику мировой клоунады, яркое подтверждение старой истины, что все гениальное просто. Это наша визитная карточка. Можно быть гибким, эксцентричным, разноплановым, но не всем дано то, что выражает взгляд Городецкого, его глаза. В этом взгляде - вся глубина лирики, поэтики и философии театра "Лицедеи".

    Любопытные факты

    Роберт Городецкий вошел в Книгу рекордов Гиннесса как "самый заваленный цветами Его Величество Актер". В молодости был эквилибристом, жонглером, иллюзионистом. Любимый герой - Оле-Лукойе. Увлекается оригами, древним японским искусством складывания фигурок из бумаги. Реквизит для выступлений готовит сам. Отец Роберта Городецкого работал художником в ленинградских театрах - музкомедии и комедии.

    Поделиться