15.04.2010 19:37
    Поделиться

    Авиапассажиры смогут пользоваться на борту российских самолетов услугами мобильной связи и интернетом

    В этом году на четырех лайнерах "Аэрофлота" будут установлены базовые станции, и пассажиры смогут воспользоваться услугами мобильной связи и интернетом.

    А таких потенциальных клиентов достаточно. По статистике, 90% пассажиров с мобильниками, 60-70% - со смартфонами, и у 70% есть ноутбуки.  За рубежом это уже несколько лет возможно, а у нас нет. "Аэрофлот", который поставил себе цель стать первым в Европе по сервису, и добился-таки своего, обратившись к ведущим российским операторам с предложением внедрить услуги мобильной связи на борту. Но прежде пришлось поработать с соответствующими структурами, чтобы получить необходимые разрешения.  И в феврале Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) определилась с частотами для базовых станций мобильной связи на борту самолетов. Как и все гениальное - решение простое: разрешить использовать частоты, выделенные для мобильной связи на земле, на высоте более трех километров. Ниже - базовая станция на борту будет автоматически выключаться. Во время посадки и взлета пользоваться телефонами будет запрещено.

    На призыв "Аэрофлота" рискнул откликнуться один из ведущих операторов, и 15 апреля был подписан договор об установке базовых станций мобильной связи на самолетах "Аэрофлота". Первым воздушным судном, на борту которого будет развернута сеть мобильной связи, станет среднемагистральный пассажирский лайнер Airbus А320. Специалисты полагают, что это будет уже летом. До конца  года базовую станцию установят на дальнемагистральном Airbus А330, выполняющем трансконтинентальные рейсы, а также еще на двух лайнерах Airbus А320.

    Этот пилотный проект обойдется оператору в 150 млн рублей. Потратится и "Аэрофлот" на обучение специалистов для  обслуживания оборудования. Да и его перевозка денег стоит. Комплект аппаратуры на борту - это 80 кг веса. В общей сложности четыре борта на перевозку аппаратуры сожгут керосина за время опытной эксплуатации на 1 млн долларов. Путь сигнала борт-земля таков. В самолете будет Wi-Fi (беспроводной доступ), мобильный сигнал будет приниматься бортовой базовой станцией, передаваться на спутник (на геостационарной орбите на высоте 36 тыс. км), со спутника - на наземную станцию приема спутникового сигнала, далее - на базовую станцию. Дозвониться можно будет до любого абонента, с которым у оператора есть роуминговые соглашения. А это почти всемирная доступность. От абонента на земле сигнал пойдет в обратном порядке.

    Пока пассажир сможет воспользоваться мобильным интернетом, электронной почтой, послать SMS, MMS, посидеть в "чате". Стоимость мобильных услуг будет на уровне зарубежного роуминга. Так, одна SMS обойдется в 10 рублей, а 1 Мб трафика - около 200 рублей. Высокая стоимость объясняется высокой стоимостью передачи по спутниковому сегменту.

    С голосовой связью "Аэрофлот" пока не определился, и не по причине технических сложностей, их нет. А только из боязни, чтобы словоохотливый абонент не мешал другим пассажирам. Но генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев сказал, что к концу года после опытной эксплуатации решение будет принято. Я спросил у Виталий Геннадиевича: "Возможна ли установка на борту телефона-автомата?". На что он пошутил: "Будет телефон-пулемет, - но потом добавил, - мы подумаем".

    Конечно, не возбраняется воспользоваться интернет-телефонией, но, как сказали связисты, качество связи будет неважным. Все-таки это не высокоскоростной канал передачи данных. 

    Поделиться